Акционеры новой украинской власти

Те, кто делал «февральскую революцию», преследовали разные цели. Но если достижение целей, ради которых шли на баррикады простые люди, под большим сомнением, то политики и бизнесмены, направлявшие и оседлавшие революционный порыв, могут быть довольны: политико-экономическая элита заменена почти полностью. Среди тех, кто сегодня принимает решения, практически не осталось людей, слово которых было решающим еще полгода назад.

До революции Украина имела четко структурированную вертикаль, олицетворением которой стала пресловутая Семья Виктора Януковича. Сейчас во власти сформировалась хаотичная паутина со множеством пересекающихся нитей, которая вряд ли будет способна удерживать систему в рабочем состоянии длительное время. Однако на данный момент эта система действует, и мы разобрались, кто в ней является ключевыми игроками. Таковых мы насчитали 10. По традиции назовем их «семьями» — не в прямом, естественно, а в политическом смысле этого слова

1. Юлия Тимошенко

Формально она всего лишь лидер правящей партии, в которую входят и. о. президента и премьер. Не имея государственных постов, сложно находиться в центре принятия решений, связанных с кадрами и госфинансами. И все-таки номер один — она.

Правда, первый номер Тимошенко — это не лидерство Януковича. Она не принимает решения, но она способна провести их, находясь в центре паутины и координируя все процессы. Формально первые лица страны — Турчинов и Яценюк — могли бы, в принципе, принимать решения, договариваясь друг с другом. Но Тимошенко благодаря своей активности получила позицию, когда все согласовывается через нее. То же происходит и на более низких уровнях.

Плюс к этому она имеет решающее влияние на силовые структуры: глава МВД Аваков является ее личной креатурой, генпрокурор Махницкий опосредованно также ориентируется на нее, а председатель СБУ Наливайченко лавирует, стараясь ладить со всеми. В личную квоту Тимошенко во власти входит и министр топлива и энергетики Продан. Через Тимошенко проходят также назначения в естественные монополии (например, в «Укрзализныцю», где ставят кадры экс-бютовца Ковзеля, решавшего вопросы на железной дороге во время второго премьерства Юли, а также в «Нафтогазе», куда возвращаются люди Игоря Диденко — из тех же, собственно, времен).

2. Арсений Яценюк

«С виду „ботан“, а дело знает, вопросы решает», — так охарактеризовал нового премьера один из маститых украинских чиновников. Действительно, на политической карьере Яценюка в момент его назначения на пост главы правительства эксперты ставили крест — мол, слишком суровые и непопулярные задачи ему предстоит решать. Но с тех пор много воды утекло, а Арсений Петрович показал себя человеком хватким, который сумел сформировать свою, весьма мощную, группу влияния, решающую ныне самые разные вопросы во всех смыслах этого слова.

Прежде всего стоит отметить, что пост премьера в условиях парламентско-президентской республики является ключевым. Глава правительства распределяет финансовые потоки внутри государства и (что особенно важно при нынешнем финансовом голоде в стране) договаривается о финансовых потоках из-за рубежа, чтобы потом опять-таки распределить их внутри страны.

Все это дополняется наличием мощных кадровых рычагов, находящихся в непосредственной сфере влияния Яценюка: речь идет и о председателе Нацбанка Кубиве, и о министре финансов Шлапаке, и о главе Минюста Петренко, и о министре инфраструктуры Бурбаке (два последних вообще давние друзья Яценюка еще со времен его буковинской молодости). В пределах данной сферы влияния премьер способен решить многие вопросы без согласования с Тимошенко — в частности, об эмиссии гривны, как это произошло недавно.

При этом сам Яценюк считается фигурой, на которую оказывает серьезное влияние главный провластный олигарх Коломойский (в Раде ходит упорный слух: днепропетровский губернатор договорился с Порошенко, что и при нем премьер-министр останется прежним; есть непроверенные слухи и об аналогичной договоренности с Тимошенко). Однако премьер имеет все-таки довольно большую свободу деятельности: есть достаточно сфер, не связанных с интересами Коломойского, в которых Яценюк принимает решения без его влияния.

3. Александр Турчинов

Многолетний «человек» Юлии Тимошенко никогда не был ее полной тенью, играя во многих вопросах самостоятельную роль. Теперь его роль многократно усилена совмещением постов и. о. президента и спикера парламента со всеми вытекающими из них возможностями. Правда, в условиях парламентско-президентской республики эти возможности ограничены, в частности, тем, что посты губернаторов распределялись по квотам вошедших в коалицию партий.

Но куда менее заметные и куда более многочисленные должности председателей райгосадминистраций остались в полном ведении Турчинова — и его подпись под указами ставилась отнюдь не формально. Хотя, по неофициальной информации, к решению данных вопросов и. о. президента подключался лишь на заключительном этапе, а всю черновую работу по подготовке «контрактов» к подписи проводил глава его администрации Пашинский и он же держит под непосредственным контролем местные администрации сейчас.