Американцы, европейцы и поддавшиеся пропаганде граждане Украины и России постоянно говорят о том, что народные губернаторы и мэры в Донецке, Луганске, Славянске, Краматорске и других городах, где народ поднялся на защиту своих прав, якобы незаконны.
А киевские власти – вполне легитимны, с ними можно и нужно договариваться России и другим государствам. Вице-президент США Джо Байден лично показывает пример, руководя заседаниями украинского правительства.
Кукловоды Майдана врали тогда, врут и сейчас. Законности у киевских властей не больше, а, скорее, даже меньше чем у тех, кто с оружием в руках вынужден защищать своё право на жизнь и свободу.
Верховная Рада считается легитимным органом власти, поскольку она была избрана народом в ходе международно признанного голосования. Но есть нюанс – избрана-то она была согласно одной Конституции, а сейчас действует совершенно другая – 2004 года издания. В ней не предусмотрено депутатов, избираемых по мажоритарным округам, например. В результате получается правовой оксюморон – Рада избрана по несуществующему, отмененному закону. А значит, цена её легитимности – ноль гривен ноль копеек.
И.о. президента Александр Турчинов. Его легитимность сомнительна не только потому, что президент Виктор Янукович не был проведен через обязательную согласно всем Конституциям процедуру импичмента. Ситуация, когда спикер парламента параллельно исполняет обязанности президента во всем мире называет диктатура и узурпация власти. Неужели некого было поставить исполнять обязанности президента, к тому же весьма куцые по действующей Конституции 2004 года? Но хунта не собирается соблюдать даже видимость законности своих действий.
Порой даже возникает вопрос – что еще должны сделать Яценюк-Турчинов и компания для того, чтобы вашингтонские дяди хотя бы демонстративно погрозили пальчиком и сказали «ай-яй-яй, ребятки, заигрались»? Использовать авиацию и артиллерию против собственного народа? Пожалуйста. Перекрыть воду двум с половиной миллионам жителей Крыма, которых Киев по прежнему считает своими гражданами? Да сколько угодно. Ставить на колени журналистов, угрожать им оружием и высылать их из страны по надуманному поводу? Конечно, сколько угодно.
У хунты есть полный карт-бланш на любые действия, вот только используют они его так же бездарно, как и всё, что они делали до этого. Нам говорят, что хунта – это временно, что сейчас они проведут выборы и отдадут власть честно избранному президенту Украины. Это тоже ложь, причем по целому ряду параметров. Во-первых, если на выборах произойдет чудо, украинцы опять поверят, что «Вона працуэ» и выберут Тимошенко, неужели куда-то денется её вечный заместитель Турчинов? Неужели она отправит в отставку верного ей Яценюка? Победа Тимошенко – это консервация хунты вплоть до следующего Майдана – потому что добровольно они не уйдут.
А на случай победы любого абсолютно кандидата у хунты есть еще одна мина под легитимность нового президента. Мало кто помнит о том, что 1 июня, через 5 дней после предполагаемых выборов, истекают полномочия 11 из 15 членов ЦВК. Дальнейшая работа избиркома не будет иметь ничего общего с законностью. И тут возникает целых два возможных пути развития событий. Во-первых, шансы на то, что выборы пройдут в один тур крайне малы – по крайней мере раньше такого не было, и никакие социологи не прогнозируют победы какого-либо кандидата с результатом более 50%. Значит проведение второго тура будет заведомо противозаконным. Но если даже случится другое чудо, и больше половины граждан Украины проголосуют за одного кандидата прямо в первом туре, то согласно действующему закону, объявление результатов выборов должно состояться 4 июня. То есть ЦВК вполне может «не успеть» объявить результаты до завершения своих полномочий, а это значит, что легитимный президент в Украине так и не появится.
Для того, чтобы назначить новых членов ЦВК, необходимо как минимум 300 голосов в Верховной Раде, что представляется в нынешней ситуации невероятным.
Таким образом, «легитимная киевская власть» представляет из себя избранную по недействующей Конституции Верховну Раду, назначенного вопреки любым Конституциям и.о. президента, сформированное по не существующим в законодательстве квотам Майдана правительство. А выборы президента проводит ЦВК, чьи полномочия не позволяют даже огласить результаты первого тура.
И еще один момент – среди кандидатов, чьи шансы на победу представляются реальными, нет ни романтиков, ни политических импотентов. Они не будут, подобно Виктору Ющенко, грустно смотреть на то, как в результате чехарды премьер-министров стремится к нулю рейтинг президента. Любой победивший кандидат – и Порошенко, и Тимошенко, и Тигипко, и Добкин будут вынуждены требовать принятия Конституции с полноценной президентской властью.
Поэтому возникает ситуация, когда отсутствие легитимности власти выгодно всем участникам украинского политикума. Каждый примеряет на себя и роль победителя, и роль проигравшего, и видит, что в мутной воде неясных законов ловить рыбку политических преференций гораздо удобнее.
А это значит, что никаких шагов по исправлению ситуации вплоть до появления однозначного лидера не произойдет.
И что, после всего этого кто-то полагает, что у «народных губернаторов» меньше легитимности или что их провозглашение было менее законным?
Степан Свиридов