Главное в действиях администрации США по отношению к Кремлю состоит в том, что Вашингтон стремится всегда и везде использовать свое влияние для ослабления России. И особое место в политике Белого дома занимает стремление как можно глубже вбить клин в отношения Москвы с Евросоюзом. Однако Крым и Украина стали ломать эти планы. Втянутая в украинский кризис Европа всё больше сомневается в полезности поддержки американцев и демонстрирует явное нежелание усугублять конфронтацию с Россией. В таких случаях говорят, что на корабле зреет бунт, хотя, скорее, Европа ограничится пока лишь саботажем отдельных американских инициатив…
Похоже, Брюссель готов тихо ретироваться с украинской сцены. По крайней мере, недавнего антироссийского энтузиазма ЕС уже не выказывает, революционный запал прошел, европейцы начинают прислушиваться к мнению Кремля. Москва перехватила у Вашингтона дипломатическую инициативу и всё твёрже настаивает на урегулировании кризиса на принципах общеукраинского диалога. Рушатся надежды Запада на хотя бы косвенное признание Россией незаконного правительства в Киеве. Смысл дальнейшего взаимодействия с Евро-Атлантикой по украинской проблеме Москва видит в принуждении киевских путчистов к миру. Сергей Лавров категоричен: «Обсуждать мы будем одну простую вещь — что все внешние игроки, включая Вашингтон и Брюссель, должны убедить нынешние украинские власти в том, о чем мы говорили: им нужно осознать свою ответственность и пригласить всю Украину для национального диалога. Все регионы должны быть представлены».
Чёткая и ясная позиция. То, что американцы боятся гражданского движения на Юго-Востоке Украины, известно, как известно и то, что цель Вашингтона — закрепить за небольшой разношерстной группой своих ставленников монополию на власть по всей территории Украины. Белый дом склонен игнорировать как минимум половину гражданского общества Украины. В этом США уже вышли за рамки разумного риска, их действия ставят Европу на грань соучастия в гражданской войне на стороне путчистского режима. Украинская политика Обамы представляется малопонятным набором манипуляций, продиктованных задачами глобального противостояния с Россией. Поле боя передвинулось с Ближнего Востока вплотную к российским границам. ЕС и НАТО авантюру Обамы с нанесением военных ударов по Сирии, как известно, не поддержали. Нет сомнений, что и в отношении Украины в Брюсселе возобладает разум.
Барак Обама пытается успокоить европейцев: «Мир безопаснее и справедливее, если Европа и Америка вместе». Это заявление было сделано в конце марта, когда Европа еще не отошла от шока, вызванного солдатской прямотой помощника госсекретаря США Виктории Нуланд: «Было бы здорово, я думаю, помочь склеить эту ситуацию, и хорошо бы этим занялась ООН, а Евросоюз пусть идёт на …» Есть ли смысл Европе двигаться по начертанному Госдепартаментом США маршруту? «У нас, — заверяет Обама европейцев, — не может быть партнёра ближе, чем Евросоюз». Такую близость американцы понимают по-своему. К примеру, Агентство национальной безопасности США взяло сотни европейских политиков самого высокого ранга под такой плотный контроль, что Обаме остается только «сопереживать своим европейским друзьям». Шпионаж, шантаж, угрозы, провокации – обычный набор американской дипломатии в отношении Старого Света, где как-то ослабела способность противостоять ковбойскому нажиму заокеанских партнеров.
При этом в коридорах власти в Вашингоне царит не меньший хаос, чем сейчас на Украине. Государственный департамент и министерство обороны нередко смотрят на вещи по-разному. Конгресс ведет свою игру. Президент чаще лавирует между всеми этими группами интересов, чем формулирует политику. Не случайно, многие последние решения Обамы выглядят нелогичными – в них сквозит личная озлобленность на непослушный в его глазах остальной мир. В Афганистане не подписывают с Америкой колониальное соглашение, Иран не поддается на провокации и уверенно идет к дипломатическому решению своей ядерной проблемы, Сирия остается в руках законного правительства, Израиль и Саудовская Аравия выходят из-под американского контроля. А теперь к этому добавилась Украина, которую американские политики и их советники знают до смешного плохо. В Европе всё это видят.
Правда, в Европе нет единства. Есть британцы, которые придерживаются тактики сиюминутных альянсов под решение конкретной задачи. В случае с Украиной Вашингтон готов принять в свои ряды всех, кто против России. Речь не о ключевых союзниках, а о марионетках, каковыми, к примеру, оказались правители прибалтийских стран и грузинский режим. Сейчас громкие антироссийские заявления лидеров этих маловлиятельных деятелей уже забыты. Прибалты к тому же следят за тем, чтобы чрезмерно не задираться, не забывая, что баланс военных сил на постсоветском пространстве в пользу Москвы.
Одобренная на днях Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) резолюция по Украине оставляет впечатление, что её составляли инопланетяне. Чего стоит один пункт этой резолюции, гласящий, что «Российская Федерация рассматривает дальнейшую неспровоцированную военную агрессию против Украины». И здесь первыми в борьбе с Россией оказались грузинские парламентарии, инициировавшие отклоненную затем поправку об аннулировании полномочий российской делегации. Отметим, что 4% всего бюджета ПАСЕ – это деньги Москвы. РФ входит в число пяти основных плательщиков. Теперь же российские представители могут просто не ездить на сессии — нельзя же поддерживать своим участием форум, столь злостно искажающий политику России в украинском вопросе.
Собственно, у Евросоюза, если он стремится к решению украинской проблемы, нет иного выхода, как договариваться с Россией. При этом Москве нужно помнить, что в Европе нет сейчас единого лидера, с которым можно было бы говорить по столь масштабной проблеме, как украинский кризис. Европейцы вначале должны договориться между собой сами. А это сложно. У англичан своя позиция, французские подходы отличаются от германских, поляки не устают заявлять претензии на свою «особую роль» и т.д. Участие Евросоюза в переговорах по Украине выглядит абстракцией. О евроинтеграции Украины, ставшей поводом для беспорядков в Киеве, европейцы уже забыли. Единственное, что можно ожидать от европейской делегации на переговорах, так это создание видимости консолидированной позиции ЕС в украинских делах. Только вот Германию такой оборот дел не устраивает. Берлин хотел бы выйти из кризиса без ухудшения отношений с Россией и сохранив свои позиции в Восточной Европе. В тесной связке с американцами немецким политикам эту задачу не решить. Европейским лидерам, действительно к лидерству способным, пора переходить к самостоятельным действиям, а инициативы США подвергать экспертизе с точки зрения собственных интересов.