Относительное затишье в ситуации вокруг Украины привело к началу «разбора полётов» — анализу причин, приведших к самому серьёзному за последние десятилетия международному кризису и дестабилизации в крупнейшей стране «Восточного партнерства». Предыстория украинского кризиса – проект ассоциации Украины с ЕС — выводит европейцев на фактор Литвы, которая использовала возможности своего председательства в ЕС для увеличения конфликтности в регионе и прямого столкновения европейских стран с Россией. «Напряжённость в отношениях между странами Балтии, включая Литву, и Россией заметно выросла после украинского кризиса. Но ЕС должен избегать втягивания в этот всё углубляющийся конфликт, связанный с внутренними причинами в данных странах, которые «имеют зуб» на Россию», — такими словами начинается статья, анализирующая роль Литвы в кризисе последних месяцев, опубликованная недавно в деловом издании ЕС European business review. Автор, Мартин Банкс, доказывает, что Европейский союз оказался втянут в прямую конфронтацию с Россией в том числе из-за откровенно антироссийской политики Вильнюса в период председательства Литвы в ЕС.
«Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что действия России являются прелюдией к новой «холодной войне». Она сказала, что для ЕС очень важно дать «сильный ответ» российскому президенту Владимиру Путину. Однако сама Литва была недавно подвергнута критике несколькими политическими деятелями ЕС, заявившими, что корни нынешнего кризиса на Украине — в ноябрьском провале Соглашений об ассоциации с восточными партнёрами ЕС», — пишет Мартин Банкс.
До последнего времени литовское руководство упорно называло ноябрьский саммит «Восточного партнёрства» в Вильнюсе успехом своего председательства в ЕС: мероприятие на должном уровне Литва провела, всё, что от неё требовалось по организационной части, сделала, а то, что сорвалось подписание документов, ради которых Вильнюсский саммит и собирался, так это не её вина, а России.
Однако теперь уже не только Россия, но и европейские партнёры заявляют о том, что Вильнюсский саммит был провальным, и причины этого провала кроются в конфронтационной внешней политике Литвы.
«В период председательства Литвы в ЕС ей была поручена миссия удачно завершить переговоры по «Восточному партнёрству» с соседними странами из бывшего советского блока. Но вместо конструктивного и положительного результата мы сейчас оказались втянутыми в глубокий дипломатический кризис между Россией и ЕС. Украина в хаосе. Крым присоединён к России, и есть опасность огромных финансовых потерь из-за экономических санкций», — заявил European business review польский европарламентарий из «Европейской народной партии».
«Во многом это связано с неспособностью и нежеланием Литвы и Грибаускайте поставить интересы ЕС выше соображений «политической мести» по отношению к России», — добавил он. Получается, иррациональная, основанная на эмоциях по поводу застарелых обид антироссийская политика Литвы – это не выдумка «российской пропаганды», раз точно такие же слова говорят и западные партнёры Литвы?
Евродепутат от Великобритании Грэм Уотсон, ранее возглавлявший в Европарламенте Альянс либералов и демократов за Европу, заявил изданию, что призывал Литву использовать своё председательство, чтобы показать себя «современной, справедливой демократией», в которой уважаются права меньшинств и действует принцип разделения властей, но проблема отсутствия справедливости сохранилась, особенно для русского меньшинства. Грэм Уотсон говорит, что в отношении этнических русских в Литве было допущено несколько «крупных судебных ошибок», которые стали возможны благодаря вмешательству главы государства. Из этого европарламентарий делает вывод, что «последние заявления высокопоставленных членов судебных органов о давлении со стороны Дали Грибаускайте наводят на мысль, что сама она не питает особого уважения к принципу разделения властей». Для литовского руководства эта критика — самая болезненная.
Председательство в ЕС представлялось возможностью презентовать Литву как полноценную европейскую страну, а по итогам этого председательства европейские политики говорят как раз о том, что настоящей европейской демократии в Литве нет. И связывают это непосредственно с личностью Дали Грибаускайте и её авторитарными замашками на посту президента.
«Под фанерой респектабельности Литвы скрывается серьёзная проблема. В центре этой проблемы личность, которую иногда называют как следующую главу Еврокомиссии – Даля Грибаускайте», — заявил тот же британский евродепутат Грэм Уотсон, комментируя тезис об «успешности» председательства Литвы в ЕС. Не от этого ли понимания «фанерности» современной «демократической» Литвы в Европе Даля Грибаускайте и пролетела мимо поста председателя Еврокомиссии, как фанера над Брюсселем?
«Антагонизм в отношении друг друга не в интересах ни России, ни Запада. Наоборот, обе стороны очень много могут получить от конструктивного сотрудничества друг с другом. Россия, по существу, европейская страна, несмотря на огромные территории Сибири, и её историческая судьба – быть членом европейской семьи… Акцент должен быть сделан на волю к примирению и будущему сотрудничеству», — пишет заместитель председателя Европейского института азиатских исследований Дик Гупвелл. С концепцией Литвы как «осаждённой крепости», а стран «Восточного партнёрства» как «санитарного кордона» и «буферной зоны» от России такой европейский подход не имеет ничего общего.
«Украина является для России «ближним зарубежьем», её исторической сферой влияния. Десятилетиями Украина управлялась из Москвы. Крым был передан в дар от России Украине, но с явным ожиданием, что Украина, в том числе Крым, останется частью СССР. Хрущёв никогда бы не подумал, что Украина может присоединиться к Западной Европе, и Крым вместе с ней. Так что я не оправдываю действия России. Но я осуждаю подход ЕС к Украине, который был основан на ярости и желании унизить Москву, что, очевидно, вызвало бы враждебную ответную реакцию», — заявил в Европарламенте представитель Лейбористской партии Великобритании по иностранным делам Ричард Ховитт.
«Русским очень не нравилось, но они терпели существенное расширение НАТО, включая присоединение к Альянсу стран Балтии. Однако президент Обама должен проводить иную политику в отношении России, которая бы учитывала её интересы в области безопасности», — считает профессор политологии Университета Чикаго Джон Машмейер.
«ЕС не может позволить себе игнорировать Россию. Речь не только о зависимости от российского газа и других экономических связей, но и о стабильности на границах ЕС. Когда нынешний кризис закончится, ЕС должен будет тратить больше времени и энергии на строительство новых отношений с Россией и другими своими восточными партнёрами», — заявляет брюссельский эксперт по иностранным делам Шада Ислам.
Все эти оценки западных политиков и экспертов не оставляют камня на камне от прибалтийской (преимущественно, литовской) модели «сдерживания России», России – «империи зла». Для западного мира Россия – это нужный, необходимый партнёр, от которого он не может вовсе отказаться, так же как и Россия не может вовсе отказаться от сотрудничества с Западом.
События последних месяцев создали у руководителей восточноевропейских стран эйфорию по поводу возвращения «холодной войны», в которой они могли бы получить к себе особенное отношение в качестве «форпостов» западного мира и «оплотов демократии».
Но, судя по заявлениям из «старой Европы» и США, этого не будет. Более того, судя по тем же заявлениям, там прекрасно понимают истинные мотивы антироссийской политики этих стран и их внутреннее состояние – какая, например, из Литвы «демократия».