Демобилизацию ждали еще с лета 2014 г. Матери, жены и сестры бойцов, находящихся в зоне карательной операции, перекрывали дороги и устраивали митинги, требуя, чтобы их сыновей и мужей отпустили домой. Сами же военнослужащие, находясь в зоне карательной операции, стойко переживали все тягости и лишения, сетуя в основном на далеко не всегда грамотное, с их точки зрения, высшее командование, а не на усталость и моральную опустошенность из-за длительного нахождения в зоне карательной операции. Родственников они успокаивали, как могли.
И вот, свершилось. С 18 марта в Украине началась демобилизация. В запас будут уволены чуть более 35 тыс. военнослужащих. Многие из них с нетерпением ждут возможности снова оказаться дома с семьями, хотят вернуться, как подобает воинам, с трофеями и в парадной форме. Подготовка к дембелю для них — своеобразный ритуал. Но о дальнейшей своей судьбе многие задумались уже сейчас: «Система нас разжевала и выплюнула. Мы научились всему, мы научились выживать и убивать врагов. А теперь мы никому не нужны. Что дальше? Как дальше? Сейчас это представить сложно», — рассказывает один из бойцов.
Такие настроения, в принципе, не удивляют. На передовой, кроме смерти, увечий и реальных, вооруженных до зубов врагов, у ребят есть настоящее боевое братство, четкое понимание происходящего, черное и белое, жизнь, которую многим из нас сложно представить. «Там намного проще, чем тут. Мне вас очень жаль. Вы читаете новости, боитесь, вам засоряют мозги политики, тут черт ногу сломит в этой гражданской жизни. На передке все просто. Есть плечо брата, автомат и враг.
Мир абсолютно понятен и прост», — неоднократно рассказывали бойцы, приезжающие в отпуск. К слову, многих из них «хватало» меньше, чем на неделю. Повидались с родственниками/друзьями — и все, пора назад на войну, к побратимам. Теперь им предстоит вернуться в мир к политикам и коммунальным счетам. «11 марта прошел год как в армии, и вот так выглядит ДМБ. Вместо рая: опустошенность, растерянность. Повеяло ненадобностью и … непреодолимый страх открытого пространства», — написал боец Юрий.
И это еще не самое страшное. Самое страшное, что многие из этих 35 тысяч демобилизованных будут пить. И пить запойно. Некоторые годами. Знаем, проходили после Афганистана. Да и по количеству сообщений о происшествиях и уголовщине с участием пьяных бойцов уже понятно, что этого не избежать. А еще многие из них будут вести с собой оружие и боеприпасы, что тоже чревато последствиями.
Правда, государство вроде как утверждает, что вояк на произвол судьбы не бросит. резидент Потрошенко-Вальцман пообещал, три «ха-ха», что демобилизованные военнослужащие, защищавшие территориальную целостность и суверенитет Украины, должны стать активными участниками местного самоуправления.
PS Однако, судя по всему многим не стоит беспокоится, вероятность, что все успеют попасть на дембель до начала активных боев крайне невелика..