В настоящий момент о легитимной власти на Украине уместно говорить только в отношении Крыма, но и пребывание этой республики в составе Украины — теперь ненадолго. Вчера там состоялся законный референдум, по результатам которого более 96% избирателей проголосовали за присоединение к России. В то время, как остальные регионы юго-востока захвачены ставленниками нелегитимной киевской власти, агрессивно пресекающими любые попытки волеизъявления народа. Вместе с ними бушует и западный мир. Сегодня Евросоюз в ответ на российскую политику в отношении Украины составил черный список из 130 чиновников, которым грозит запрет на въезд в ЕС и заморозка активов. В число персон нон-грата, якобы, вошли руководители «Роснефти» Игорь Сечин и «Газпрома» Алексей Миллер. О том, какая судьба ожидает юго-восточную Украину и российских высокопоставленных лиц, Накануне.RU рассказалглавный редактор журнала «Однако» Михаил Леонтьев.
Вопрос: Как бы Вы охарактеризовали ситуацию в юго-восточных регионах Украины? Можно ли говорить о вакууме власти там?
Михаил Леонтьев: Не только но юго-востоке существует вакуум власти, это касается и самозваной власти нацистов-бандеровцев, которые ограничиваются в основном таким «квазианархическим бандитизмом», то есть они осуществляют часть силовых функций, а также репрессивный рэкет. Большего они пока не умеют и не могут. Но при этом они жестко политически контролируют действующий официальный режим, который является в принципе легальной вывеской, прикрывающей бандеровщину.
Вопрос: На Ваш взгляд, как долго на юго-востоке Украины просуществует этот вакуум власти? К чему это может привести?
Михаил Леонтьев: Долго ли это будет продолжаться? Это зависит от многих вещей. Во-первых, Украина находится на грани экономической катастрофы. А когда экономическая катастрофа наступает, значительные части населения начинают выживать сами. То есть они в принципе не подчиняются никакой власти, потому что власть их не кормит и не обеспечивает их нормальное воспроизводство.
Второй момент – вмешательство Запада. Грубо говоря, границы коридоров, в которых существует украинская политика, создает Запад. Потому что они на него полностью ориентированы, они понимают, что зависят от западных сил, в том числе от Америки, так же, как водолаз от акваланга. То есть, даже если им не подается кислород в настоящий момент, у них остается надежда, что его как-нибудь подадут в каких-нибудь количествах.
Ну и третье, это, конечно, Россия, потому что ситуация на юго-востоке была бы уже принципиально иной. Во-первых, мы бы не видели массовых выступлений против бандеровщины, и тем более под русскими флагами, если бы Россия не совершила некоторых действий. Во-вторых, мы бы видели там очень жесткое психическое подавление любого так называемого сепаратизма, то есть любого неподчинения киевскому режиму. Но мы не видим ни того, ни другого. Мы видим попытки что-то спровоцировать, как-то расшатать ситуацию, какие-то спорадические, истерические действия со стороны как официального Киева, так и неофициального Киева – нациков. Эти попытки носят скорее разведовательно-провокационный характер, нежели организованно-массированный. Тем более, что в победившей украинской политической элите существует серьезный настрой к тому, что нужно юго-восток умиротворять всеми способами, чтобы, как только ситуация стабилизируется, его сразу эффективно придушить. Типа: «Повесить всегда успеем».
Вопрос: Какая роль в урегулировании ситуации отводится России?
Михаил Леонтьев: Понятно, что все здесь связаны определенного рода обязательствами,но больше всего обязательств у России. У существующего на Украине режима нет никаких обязательств в принципе. У них есть хозяева, а обязательств нет. А Россия взяла на себя обязательство – не допустить насилия в отношении к населению юго-востока, и поэтому, если насилие будет, Россия обязана будет вмешаться. Форма может быть разной, но обязана будет точно, потому что гарантии свои страна должна выполнять. Если страна уже вышла за рамки глобального политеса, принятого в нынешнем мире, то она тем более должна соблюдать свои обязательства, потому что, когда она остается беззащитной, тогда лучше ей не предавать связей с ее союзниками. С противниками и так все понятно.
Вопрос: В каких формах Россия может помочь навести порядок на юго-востоке Украины?
Михаил Леонтьев: Есть единственная форма, в которой Россия может помочь Украине навести порядок на юго-востоке – это установить над ним военный контроль. Вопрос, идти ли по Брестскому сценарию, спорен. Потому что все-таки это Украина, где большинство населения украинцы. В принципе, Россия формулу свою вытянула, эта форма федерализации Украины абсолютно адекватна. В принципе, можно создавать на юго-востоке Украины элементы украинской конфедерации, игнорируя киевскую власть. Во-первых, она категорически против этой конфедерации, во-вторых, она, с нашей точки зрения, нелегитимна. Поэтому здесь у нас есть часть конфедеративной Украины, а там бог весть что! Особенно, если мы начинаем военно-политический контроль. Вопросы о возможности применения войск при определенных обстоятельствах не могут быть отменены, если эти обстоятельства наступят. Похоже, что они наступают. Я имею в виду прямую угрозу психического насилия, давления на юго-восток Украины.
Вопрос: Как Вы думаете, будут ли юго-восточные регионы так же, как Крым претендовать на присоединение к России?
Михаил Леонтьев: Ну это вопрос регулируемый в нынешних обстоятельствах. Если такую возможность не дадут считать политически целесообразной для России, значит не будут.
Вопрос: В выходные в Москве прошел марш против воссоединения Крыма с Россией, участники которого скандировали «Слава Украине», «Бандера придет, порядок наведет». Почему, на Ваш взгляд, люди вышли на эту по сути нацистскую акцию?
Михаил Леонтьев: Ну вышла куча маргинальных придурков, которые потеряли всякую связь в жизнью, с реальностью, со страной и так далее. То есть какая-то связь у них есть с кем-то, но это вопросы психиатрические – установить эту связь. Какая разница, какие лозунги они выкрикивали, это бред. Мало ли, что они выкрикивали в бреду. Я считаю, что содержательный анализ действий этих людей и их лозунгов лишен всякого смысла.
Вопрос: Стало известно, что Евросоюз составил черный список российских чиновников, которым может грозить запрет на въезд в ЕС, заморозка активов…
Михаил Леонтьев: Это смешно! Это все равно, что в письменной форме, через почту, обозвать козлом. Это ни о чем. Даже если предпримут, это ни о чем. Не бывает в истории случаев, чтобы страна отказывалась от собственной территории, потому что каких-то чиновников объявили персонами нон-гранта. Это как раз свидетельство какого-то параноидального бессилия. Есть сюрреалистическое представление о российском чиновнике, который накопил на Западе деньги, считая имущество, и главный смысл жизни его стал заключаться в том, чтобы ездить и целоваться с этими счетами и имуществом на Запад. Не думаю, что такие личности есть. Во всяком случае, они ни в коей мере не являются энтузиастами воссоединения с Крымом, а скорее всего являются агентами влияния Запада. Есть еще некоторое количество американских шпионов на территории России. Давайте и их лишим въезда, специально, как не справившихся с порученным делом. Эти санкции деятельны в отношении дегенератов, предателей и продажных тварей. Но зачем нам дегенераты, предатели и продажные твари?
Вопрос: Но в СМИ сообщается, что в этот черный список вошли руководители «Роснефти», «Газпрома»…
Михаил Леонтьев: Это слухи, бредни и соображения отдельных политиков. Нет никакого такого списка. Будет – тоже ничего страшного (Михаил Леонтьев является также вице-президентом «Роснефти», — прим. Накануне.RU).
С точки зрения чисто человеческой, если там у Игоря Сечина сократится количество командировок, ему будет легче жить. Каким образом это повлияет на его политическую позицию? Никаким. Каким образом это повлияет на бизнес? Возникнут некоторые технические проблемы в работе с партнерами, хотя тоже непонятно, какие. Каким образом это повлияет на наших западных партнеров? Очевидно, они окажутся в дурацком положении. Это совершенно смешно для глобальной компании, у которой есть совместные проекты с крупнейшими западными партнерами. 20% активов «Роснефти» у «Бритиш Петролеум», ее генеральный директор Роберт Дадли являются у нас членом совета директоров. Может, ему запретить въезд в Соединенное Королевство Великобритании? Давайте запретим, чтобы он туда домой не мог пойти собаку покормить. Это же маразм! Особенно, если всем понятно, что политическое решение принимал президент.
Это как бывает у бандитов: если они хотят человека сломать, они придут и убьют собаку, могут еще и любовницу убить, но ни в коем случае не самого и не детей, потому что тогда он перестанет с ними разговаривать. Это попытка убить собаку, это маргинальная практика с некоторыми элементами паранойи. На самом деле, вся эта история – не столько свидетельствует о реально возможных санкциях, сколько свидетельствует об истерике, растерянности и паранойе. Потому что никакой воли вводить действенные удушающие санкции нет. Единственное, что есть старая американская идея, чтобы Европа удушила саму себя, и тогда России некуда будет продавать свое сырье. Потому что Европа будет мертва. Это сильная идея, построенная на глубокой вере в европейский идиотизм и абсолютную ее никчемность с политической точки зрения, но все-таки с некоторым перебором.