Крым всегда был русским, а крымчане имеют полное право сами решать свою судьбу. Такое мнение высказал тяжеловес и ветеран европейской политики Валери Жискар д’Эстен. Двадцатый президент Франции и член знаменитого Бильдербергского клуба не побоялся бросить вызов русофобам из Евросоюза.
Экс-президент Франции лично выбирал, кому давать интервью и где публиковать свою позицию. Журнал Opinion (»Мнение») — во Франции новый, свежий, как и мнение самого Валери Жискар д’Эстена по самому острому сегодня вопросу.
— Прежде всего позвольте поблагодарить вас за это интервью и ваше мнение, которое в Европе сейчас не услышишь. Ваша позиция и взгляд на ситуацию на Украине действительно отличаются от того, что говорят сегодня западные политики. Почему вы считаете, что путь на конфронтацию с Россией в украинском вопросе, выбранный ЕС и США, неправильный?
«Прежде всего: Украина и Крым — это две разные проблемы. Крым был завоеван Россией два века назад, при Екатерине Второй. Хрущев по необъяснимым причинам отдал его Украине. Я помню, я был очень молодым, и подумал — что это такое? Но тогда это не имело большого значения, потому что все происходило в границах СССР. Сейчас вопрос простой. Большинство людей, живущих в Крыму, которые двести лет были русскими и только 50 лет как крымчане, но на Украине. Хотят ли они воссоединиться с Россией или остаться? Это проблема мирная, демократическая, которую нужно решать спокойно. Это внутреннее дело только этих двух заинтересованных сторон. Западная Европа не имеет к этому отношения. Это выбор населения Крыма», — отвечает Валери Жискар д’Эстен.
Кроме знания истории России в свои 88 лет бывший президент Франции демонстрирует удивительный интерес к России современной. Он прилетал в Москву десятки раз, видел СССР при Брежневе, внимательно наблюдал, как все менялось при Горбачеве.
Два года назад в 2012 вместе с Владимиром Путиным стоял на Бородинском поле на праздничных мероприятиях, посвященных юбилею очень важной в истории обеих стран даты. Россия — главный партнер Европы, так он заявляет во всех интервью. Критика в ее адрес неконструктивна. Валери Жискар д’Эстен призывает не уподобляться Соединенным Штатам Америки, чья дипломатия преследует только одну цель — ослабление позиций России.
— Действительно ли страны ЕС и Франция готовы разорвать отношения с Россией из-за Украины или так нынче принято в международной политике — угрожать? Может ли Европа, на ваш взгляд, существовать без России? Франция, в частности?
«Нужно отставить в сторону и референдум, и Крым. Как только будет принято решение, и большинство населения выскажется, то соответственно проблема исчезнет. И с этого момента украинский вопрос не будет уже являться источником противостояния России и Франции, всей Европы. Нужно искать решение спокойно. Незачем угрожать России, это ни к чему не приводит. Я считаю, что в любом случае Украина будет находиться в Европе особняком. Она не станет членом ЕС — это невозможно. Она не может быть членом НАТО — это невозможно. Но она может быть привилегированным партнером Европы. Хотя нужно еще посмотреть, как это будет выглядеть», — считает бывший президент Франции.
Такую твердую позицию особенно в вопросе НАТО Валери Жискар д’Эстен себе может позволить. Это при нем в конце 1970-х Франция начала возвращаться в альянс. Именно предложение США пустить в НАТО Украину и Грузию Жискар д’Эстен считает началом большого кризиса, шагом назад в отношениях России и Америки. Ошибкой, исправлять которую за океаном даже не пытаются.
— Когда я произношу слово русофобия, меня часто переспрашивают: что-что, как вы сказали? Это тоже некий способ показать, что нет такого слова и не такого явления. Но оно существует. Ваше личное мнение — откуда эта вспышка сегодня в европейской и прессе, и общественной жизни? Чего боится Европа? Это страх перед новой и сильной Россией или, может быть, страх перед ее лидером? Перед Путиным?
«Во-первых, много мнений в Европе, нет такого уж однозначного. Есть разные восточные страны — Польша, Венгрия, Чехия. Есть западные — Франция, Испания, Италия, которые видят вас по-другому. По-моему видению, во Франции сейчас нет русофобии. Просто в России сильный режим. Сила всегда беспокоит. Какие будут приняты решения? А вдруг они опасны? Но отторжения нет. Мы — не антирусские во Франции. Напротив. Мы чувствуем, что мы близки с Россией. Я думаю, во всем этом нужно найти спокойствие . Мы развели много шума. Было слишком много угроз произнесено. Проблема была раздута. А ведь главный вопрос сегодня — станет ли Украина управляемой? Это проблема сложная, и нужно на этом и остановиться», — дает свой совет Валери Жискар д’Эстен.