Что ждет украинский авторынок

Отмена пошлин на украинские товары в ЕС, инициированная вчера Европейской комиссией (ЕК), дает отечественным автопроизводителям возможность попасть на европейский рынок. Будет ли отмена полной или частичной — пока неизвестно.  Единственным сдерживающим фактором помимо пошлин являются технические ограничения европейского рынка, говорит гендиректор AutoConsulting Олег Омельницкий. В ЕС действуют нормы токсичности Евро-5 и Евро-6. Автомобили, выпускаемые в Украине не соответствуют этим требованиям. 
Создание производства таких автомобилей с нуля займет много времени. Сейчас в Украине есть только два предприятия, выпускающих авто по полному циклу: ЗАЗ (входит в состав корпорации УкрАвто) и корпорации Богдан. Но ЗАЗ в сентябре уже заявлял о том, что в I-II квартале текущего года планирует начать выпуск автомобилей класса Евро-5 и выйти на европейский рынок. Начать поставки в ЕС первой может автобусная отрасль, которой менять производство не нужно, считает Омельницкий. «Если Богдан, ЛАЗ, Черкасский автобус и Эталон найдут двигатели Евро-5 и Евро-6, то у них появится шанс начать поставки довольно быстро», — говорит Олег Омельницкий.

Гораздо быстрее полноценного производства можно будет организовать местную сборку из готовых машинокомплектов. По словам гендиректора Ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, в случае открытия границ организовать такую сборку в Украине, возможно, захотят зарубежные инвесторы — в первую очередь, китайские. Многие из них уже сейчас собирают здесь свои машины, предназначенные для местного рынка, но все они пока выпускаются с двигателями Евро-4.  Так Украина получит возможность стать реальным мостом между Евросоюзом и Азией, говорит вице-президент Види Групп, Артем Ткаченко. «Китай уже давно ищет пути для выхода на рынок ЕС, и лучшей возможности не придумаешь. Разместив производство в Украине и обеспечив локализацию производства на уровне не менее 50%, такие компании как Dongfeng, BYD, Geely и др. получат практически неограниченный доступ на европейские рынки», — отмечает он. За счет размещения производства в Украине эти компании смогут сильно сократить инвестиции в выход на европейский рынок. Экономить в Украине можно на фонде оплаты труда, стоимости услуг, недвижимости и другом, говорит Ткаченко.   Для Украины это будет означать колоссальные прямые иностранные инвестиции, новые технологии и рабочие места. И новые гарантии нашей безопасности, теперь уже со стороны Китая. Европейские компании, по оценкам экспертов, вряд ли будут инвестировать в открытие сборочных линий в Украине. Из-за кризиса мощности на уже существующих предприятиях в Европе недозагружены, и компании будут, в первую очередь, отдавать заказы на сборку на свои собственные заводы.

Тем не менее, здесь они смогут выгодно производить компоненты для европейского автомобилестроения. По данным ИК Арт Капитал, ежегодный объем производства компонентов для европейских автомобильных концернов уже сейчас составляет порядка $700 млн. «В пользу такой перспективы также говорит опыт других стран, которые вступали в ЕС, например Польши, Венгрии, Чехии, Словакии и Словении, в которых именно автопром лидировал по доле прямых иностранных инвестиций в первые годы после присоединения», — говорит аналитик Арт Капитал Алексей Андрейченко.  Впрочем, пока не будет разрешен военный конфликт и не появится политическая стабильность, инвесторы не будут рассматривать Украину как место для строительства заводов, полагает Олег Омельницкий. В долгосрочной перспективе отмена пошлин может уменьшить цены на отечественные авто. «Если производственные мощности предприятий будут заполняться, то это обеспечит снижение затрат на единицу продукции за счет экономики масштаба»,- отмечает Андрейченко. Это, однако, длительный процесс, не в перспективе одного года, добавляет он.