Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта Джеймс Уорлик опубликова в своем микроблоге в Twitter вопрос: «Мне довелось слышать опасения, что в условиях фокусирования внимания на Украину возможна эскалация насилия между Арменией и Азербайджаном. Должны ли мы беспокоиться?»
«Новости – Армения» трактуют слова Уормика как «предупреждение о возможной угрозе эскалации насилия между Арменией и Азербайджаном». Надо полагать, что в переводе с дипломатического языка на разговорный сопредседатель от США сделал «тонкий намек» на понятные обстоятельства, но при этом выразил надежду, что президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев встретятся уже в этом месяце. «Только они могут решить самые сложные вопросы, связанные с установлением мира», — пояснил он.
Как полагет прозападное ереванское издание Lragir, «видимо, сопредседатели Минской группы ОБСЕ считают, что беспокоиться нужно, поэтому и решили организовать, так сказать, экстренную встречу президентов».
Напомним, в последний раз Саргсян и Алиев после долгого перерыва встретились в конце прошлого года, но стрельба в зонах армяно-азербайджанского и Карабахского конфликтов не прекратилась, и своего апогея она достигла к началу Олимпийских Игр в Сочи – стороны сообщали об открытии огня аж по 300 раз в сутки. Разумеется, каждая из них утверждала, что первым открыл огонь противник. Однако как только обстановка на Украине накалилась до предела, пальба притихла. Настало ли отрезвление от бед быших соседей по СССР? Или это всего лишь затишье перед бурей?
Аналитики в Ереване трактуют ситуацию по-разному. Одни считают, что Азербайджан может воспользоваться обстановкой на Украине и открыть против России «второй фронт», то есть напасть на Карабах и Армению. Есть и другой прогноз: пока окончательно не прояснится ситуация с Крымом и восточными регионами Украины, Армении и Азербайджану выгоднее перестать бряцать оружием и на некоторое время затаиться. В противном случае в закавказском регионе начнется затяжной хаос, который не смогут или не захотят усмирить ни Россия, ни Запад.
Примечательно, что официальные Ереван и Баку крайне сдержанно и не раздражающе для Москвы комментируют украинские события. Зато активность развивает армянская оппозиция, которая на 22 марта запланировала проведение в Ереване масштабного митинга против (вероятно – формально) введения в стране обязательной накопительной пенсионной системы: Армянский национальный конгресс пообещал превратить его в «настоящий Майдан».
Более того, оппозиционная парламентская партия «Свободные демократы» призвала власти приостановить процедуру вступления Армении в Таможенный союз и восстановить отношения с Евросоюзом, подпорченные из-за неожиданного отказа Еревана парафировать Соглашение об Ассоциации с ЕС. Кроме того, «Армянское общенациональное движение» призвало власти пересмотреть условия членства республики в ОДКБ и целесообразность дислокации в Армении российской военной базы, а также «теснее прижаться» к НАТО.
Не исключено, что вопрос углубления отношений с НАТО стал «перспективным» из-за фактора Грузии: в СМИ, со ссылкой на анонимный источник в штаб-квартире НАТО, распространилась информация, в соответствии с которой Грузия уже в этом году может получить план действий по членству (ПДЧ) в альянсе. Этот вопрос будто бы зависит от того, войдет ли Крым, по итогам референдума, в состав России.
Какими будут следующие шаги России на Южном Кавказе, и как аукнется российско-украинский раздрай в Закавказье?
Вероятнее всего, напряженность в этом регионе будет нарастать, поскольку Крым сделал международную политику более остервенелой и конкурентной. Причем на конкуренцию с «жандармом мира» — Америкой стал претендовать ранее дремавший Евросоюз.
Армения в этой «борьбе титанов» рискует подвести Россию, если Запад не поскупится и поддержит армянскую оппозицию мозгами, деньгами и должностными обещаниями. Грузия вступит в НАТО, если ее, конечно, примут. Но при этом создаст себе постоянные проблемы с Россией, с которой, помимо прочего, ее связывает более чем 700-километровая общая граница.
Как то не удивительно, но пока – во всяком случае, — самой спокойной республикой Закавказья вообще и для России – в частности, останется Азербайджан. Но это само собой подразумевает, что Баку несколько отстранится от Запада, и идеологически этот процесс можно считать открытым. Некоторые наблюдатели в Баку полагают, что охлаждение между Западом и Азербайджаном стало очевидно со старта «цветных» разминок на Украине – азербайджанские власти опасаются «дурного примера». Провластные СМИ Азербайджана уже неоднократно и практически открыто обвинили Запад в подготовке революции в Азербайджане и даже заговаорили о «шпионаже». Все это означает, что Алиев будет очень бдительным – гораздо более бдительным и жестким, чем его армянский коллега Саргсян.
Вряд ли Азербайджан, «в случае чего», попросит помощь у России. Однако влияние Запада и финансирование им неправительственных организаций соответствующего «профиля» в Азербайджане он, как минимум, сильно ограничит. Надо полагать, Баку сейчас все же постарается избежать военного столкновения с Арменией, поскольку ему вполне достаточно сопротивления «демократическим веяниям» Запада, и лишний хаос тут попросту вреден.