24 апреля, в день, когда Славянск был в центре внимания СМИ из-за проводимой хунтой карательной операции на Донбассе, автор этих строк беседовал с лидером донбасских ополченцев Семеном Кузьменко. Беседовали о войне в Донбассе. Семен изложил ситуацию в лагере противника и дальнейшие планы Киева по «стабилизации» Донбасса.
Донецкий ополченец сообщил: зашахованный со всех сторон Киев бросит на шахтерский край все подручные силы. В том числе свою «пятую колонну» на Юго-Востоке. «23 года нахождения вне России для нас безболезненно не прошли. Выросло целое поколение, для которого герой уже не Ковпак, а Бандера», — сказал с горечью в голосе лидер ополченцев.
Критическая карательная масса
В начале нашей беседы Семен Кузьменко поведал: майданная директория села в лужу не только в плане экономики и национальной политики. Когда ей пришлось подавлять восстания в регионах, то оказалось, что под рукой у Киева нет боевых частей. «В Вооруженных силах Украины идет разложение. Солдаты дезертируют, офицеры не выполняют приказы Киева. На подавление восстания в Донбассе были брошены плохо обученные части, сколоченные из насильно согнанных в военкоматы резервистов», — рассказал Кузьменко. По пути в Донбасс часть резервистов покинула части, а дошедшие ищут повода, чтобы перейти на сторону ополченцев, сдаться в плен. Кроме нежелания проливать кровь сограждан, в плен толкает голод. Киев не снабдил своих «миротворцев» даже сухим пайком.
Видя, что украинская армия не хочет стрелять в соотечественников, хунта бросила в бой свой главный резерв — так называемую Национальную гвардию. Но ставка на «гвардейцев» тоже провалилась. «Наша доблестная Национальная гвардия, в отличие от военных, готова стрелять по своим, но у нее нет на это физических сил. Едой их не снабдили. Когда «гвардейцы» захотели кушать, они принялись грабить все, что видят», — сказал лидер Народного ополчения Донбасса. Как он считает, скапливающаяся и нарастающая людская масса охочих до грабежа «нацгвардейцев» настолько морально разложилась, что забыла, зачем ее послали. «Есть вероятность, что они скоро перестанут подчиняться Киеву», — говорит Кузьменко.
«Запад нам поможет»
Загнанный в угол Киев лихорадочно придумывает способы подавить протесты и заодно внести порядок в свои вооруженные ряды. 23 апреля во Львове состоялась встреча между «майданным» министром обороны Михаилом Ковалем и министром обороны Польши Томашом Симоняком. Министры обсуждали вопрос создания совместной украинско-литовско-польской «мирототворческой бригады». 27 апреля стало известно, что Киев призвал на подавление Донбасса «миротворцев» из Грузии. По информации газеты «Известия», скрывающийся в Финляндии бывший начальник личной охраны 3виада Гамсахурдиа Гоча Бахия организовал набор добровольцев для участия в боевых действиях против пророссийских сил на территории Украины. Как рассказали изданию источники в парламенте Грузии, вербовка рекрутов осуществляется преимущественно в Тбилиси из числа антироссийски настроенных националистов. Финансирование «грузинского легиона» идет через неправительственную организацию «Свободная зона». Это НПО многие грузины сравнивают с печально известной турецкой масонской ложей «Единение и прогресс», устроившей в 1915 году геноцид армян. Из недр «Свободной зоны» вышло «Единое национальное движение» — партия Михаила Саакашвили. Руководство «Свободной зоны» в 2004 году кооперировалось с украинскими «оранжевыми» для поддержки Юлии Тимошенко. Главным бенефициаром «Свободной зоны» является Джеймстаунский фонд, — главный think tanker США в области гегемонии Вашингтона на Кавказе.
Впрочем, в донецком ополчении считают, что иностранцам уготована роль инструкторов и заградительных отрядов. В верных Киеву воинских формированиях — разброд и шатание, эту ситуацию надо исправлять, а «свой» стрелять в спину «своему» не всегда решится.
Восточные батальоны
Роль основной тягловой силы карательных действий и пушечного мяса уготована гражданам Украины. В частности, для операции в Донбассе из боевиков «Правого сектора» сколочен специальный карательный батальон «Донбасс». Шефство над батальоном взял лично сам Дмитрий Ярош. 21 апреля стало известно, что Киев бросает на Славянск и Краматорск батальоны «Днепр — 1», «Днепр — 2» и «Днепр — 3». «Днепром -1» командует майданный деятель Юрий Береза — так называемый комендант штаба Национальной защиты Днепропетровска. Береза известен тем, что 4 марта вручил олигарху Игорю Коломойскому ключи от здания областной администрации.
По замыслу айнзатцкоманды должны комплектоваться из уроженцев востока и юго-востока страны. В ряды боевиков-карателей берут всех желающих. Ополченцы Донбасса говорят, что туда идут в основном «уголовники, маргиналы, сумасшедшие и деклассированный сброд». Но, к сожалению, идут и те «восточники», кто разделяет идеологию «Правого сектора». «Таких у нас не так уж и мало», — говорят в штабе Народной самообороны Донбасса. Основной питательной средой для фабрикации наци из числа «восточников» являются отнюдь не социально-экономические проблемы.
Русские бандеровцы
Проблемы с работой традиционно были в Галиции. Если житель Харькова или Донецка не мог найти работу на родине, он ехал на заработки в Россию. Как говорят украинцы, со времен президентства Леонида Кучмы у многих «восточников» совсем отпала надобность искать приработка за границей: экономическая ситуация стабилизировалась, предприятия задышали. Другое дело, что работать приходилось еще больше, чем в советские времена.
В националисты и неонацисты на Востоке шли в основном авантюристы и маргиналы. Пример — Дмитрий Ярош, уроженец далеко не галицийского города Днепродзержинска. Но один Ярош в поле не воин. Неонацизм на Востоке рос параллельно со взрослением поколения, родившимся в 80-х — начале 90-х годов. Пока родители были заняты на работе, школьники Донбасса и Луганщины были предоставлены самим себе. Вакуум, образовавшийся в идеологии после развала СССР, нэзалэжный Киев не мог заполнить ничем здравым и конструктивным. В него тотчас ринулись деструктивные пробандеровские тренды, учения западных сект и просто вульгарная идеология потребления.
Старшее и среднее поколение, выросшее в советское время, имело противоядие от внешнего воздействия, но их дети оказались без идеологической защиты. Негативную роль сыграло отсутствие на Украине государственной молодежной политики, а также пренебрежение Россией гуманитарными проблемами страны-«сестры». Как считают многие эксперты, до 2014 года Москву интересовали на Украине преимущественно газовая труба и базы Черноморского флота, но никак не украинская молодежь. Брошенная на произвол судьбы молодежь Востока была вынуждена спасаться сама. И в начале нулевых на Востоке Украины появилось неформальное течение молодых людей и девушек, именовавших себя русскоязычными украинскими националистами (РУН). В составе РУН были не только этнические украинцы, но и представители других национальностей, в том числе и русские.
Незадолго до войны
Выросшие и окрепшие русские бандеровцы накануне «евромайдана» уже вовсю занимались общественной деятельностью. На выборах в Верховную раду 2012 года они активно выступили в поддержку ВО «Свобода». Само собой, они старались тянуть за собой массы, в основном молодежь. Как ни странно, это им удавалось. Если против того, что Бандера — «герой Украины», возражения были, то замок Януковича в Межигорье, всевластье олигархов и коррупцию крыть было нечем. Перебить националистический угар также было нечем.
Разумеется, что в плане молодых «голосов» «националы» не стали на Востоке лидерами. Но «война в толпе» — это такая вещь, где важно не количество, а качество. Лучше один, но преданный сторонник, чем сто ненадежных попутчиков.
Чтобы тесто взошло, нужны дрожжи. Дрожжами к тесту из русских бандеровцев послужили местные пронацистские радикалы — скинхеды и сочувствующие скинам футбольные ультрас. 16 ноября прошлого года, когда в Киеве только-только разгорались страсти «евромайдана», нацистско-фанатский альянс в Донецке совершил погром областной юношеской библиотеки. В тот день в библиотеке должен был пройти показ фильма об Иване Хуторском – погибшем 16 ноября 2009 года участнике антифашистского движения в Москве. Накануне через соцсети погромщики скоординировали действия и договорились о встрече. В 17.15 по местному времени возле входа в библиотеку произошло нападение. Двух парней, пришедших на кинопоказ, окружили около 15-20 молодых людей в спортивных костюмах. После короткой перепалки, с криком «Антифашисты, готовьтесь умирать» нападавший брызнул в лицо парням газом из баллончика. Другие нападавшие начали избивать парней. После того как те оказались на земле, продолжали наносить им удары ногами.
Как потом удалось выяснить, большая часть нападавших контролировалась донецким отделением ультраправой группировки «Патриот Украины». Как известно, эта группировка входит в состав «Правого сектора».
Кто виноват?
В пережившей нацизм Германии «керующий» и зигующий ультраправый интернационал был бы обречен на участь нерукопожатых общественных маргиналов. В не столь далекие мирные времена донецкие шахтеры с усердием били нацикам морду. Однако в обретшей «свободу от олигархов» Украине обитатели общественной обочины стали неотъемлемой частью официального политикума. Неонацистский «Правый сектор» — не только опора хунты, но и, пожалуй, главная движущая сила всей украинской ситуации. Эта сила не с неба свалилась. Еще до «евромайдана» правосеков опекала СБУ, а теперь – СБУ и Кломойский. Еврейский олигарх, опекающий нацистов и называющий себя «жидобандеровцем», — это не кошмарный сон Кафки, а нынешняя украинская реальность.
Российские телезрители, видя по телевизору по существу гражданскую войну на Донбассе, часто спрашивают себя: «Неужели в этой Галичине столько неонацистов? Она же маленькая». Увы, галичан среди карателей не так уж и много. Рекрутированных «восточников» – куда больше.
Кто виноват в том, что потомок донецких шахтеров вольно или невольно встает в ряды неонацистов? Не столько Коломойский с Ярошем, и не хунта. И даже не США. Вина лежит на тех, кто в 1991 году развалил СССР. И еще на некоторых высокопоставленных деятелях из числа тех, кого на Украине заботили все эти годы только газовая труба и личное благосостояние.