Несколько раз приходилось встречать на форумах что-то вроде «Дефолт, дефолт… П…ц это понятно. Но у нас каждый день п…ц.» Россиянам объяснять, что это такое, не нужно. А для жителей Украины этот опыт еще неизвестен. Что там будет с экономикой – это пусть экономисты пишут. А людям нужно знать, когда это состоится, в чем будут проблемы и как подстелить соломки.
С «когда» вычисляйте сами. Исходные данные – когда и в каком объеме государство Украина должно отдать деньги другому государству. Слово «государство» принципиально. Какими бы большими ни были долги госкомпании «Нафтогаз» перед госкомпанией «Газпром», их проблемы — это проблемы коммерческих лавок и будут решаться в международных судах, арбитражах и т.п. То есть дело длинное, чреватое отключением газа, но к долгам самого государства Украина на данном этапе отношения не имеющее. Потом, после судов, возможно. Но не в ближайшее время.
Самый крупный кредитор Украины – Россия. Ближайший платеж, о котором говорят в России, это те самые евробонды на 3 млрд. долларов. Их в декабре на полгода продал Янукович. Дело с возвратом будет в июне после выборов. Так что, если не будет резкого ухудшения ситуации, то уже законное правительство успеет получить кредит от кого-нибудь.
Не знаю, есть ли какие-нибудь платежи по долгам другим странам, но, поскольку нынешний бардак — совместный проект ЕС и США, то с этими кредиторами кураторы договорятся. Разумеется, не навсегда, а только до выборов. Ну и, возможно, на пару месяцев после выборов. Причем абсолютное условие для Киева понятно. Правители не должны устраивать ситуацию, после возникновения которой уже спасая свою шкуру покровители заявят, что они такие методы не приветствуют, они категорически против, Киев отошел от принципов того-то, сего-то, не оправдал оказанного высокого доверия, разумеется и речи не может быть о поддержке и т.д. В общем, бабок не дадут и ни с кем договариваться о «подождать под гарантии» не будут. У них свои выборы, пресса, депутаты. Им проблемы внутри их стран не нужны.
Следующий пункт «В чем будут проблемы» Прежде всего дефолт объявляет само государство-должник, а не какие-то рейтинговые агентства. На русском это значит, что денег для возврата долга (уплаты очередного платежа) нет и договориться об отсрочке и рассрочке не удалось. У нас о нем 17 августа объявил премьер-министр Кириенко, за что и получил кличку «Киндер-сюрприз».
В этот момент на биржах начинается паника, и курс национальной валюты падает. Например, в России 15 августа 1998 года официальный курс рубля к доллару США составлял 6,3 рублей за доллар, 1 сентября 1998 года — 9,33 рубля, 1 октября — 15,9 рубля. Период паники длится пару дней.
В момент начала паники все магазины и аптеки закрываются – торгаши пережидают, чем все кончится. Первыми вынуждены реагировать хозяева продуктовых лавок. Если дефолт объявили утром, то уже к вечеру они ставят на входе стол и по космическим ценам продают хлеб и сигареты. Если очень постараться и предложить двойную от курса валюты цену, то продадут что угодно. На следующий день добавляется молоко, а в аптеках по тем же космическим, с запасом, ценам начинают продавать неотложный минимум лекарств. После относительной стабилизации, примерно на третий день, все аптеки и продмаги работают уже по полному ассортименту, а хозяин сидит тут же и пересчитывает цены.
С бензином было очень плохо. Его несколько дней не отпускают НПЗ и владельцы заправок придерживают его для своих, нужных и тех, кому нельзя отказать потому что убьют. На следующий после дефолта день появляются добры молодцы на бензовозах, готовые помочь за просто несуразные цены. Потом они их опускают до обычного космического уровня и обдирают народ, пока не откроются заправки. Качество 50 на 50. Может попасться обычный нормальный бензин, а можете нарваться на непонятную жидкость, после которой придется заменить полмашины.
Что делать в описанной ситуации, вы уже примерно поняли. Если есть сбережения в гривне – купите любую, кроме сомалийских шиллингов, валюту. В крайнем случае, можно смотаться в Россию по контрабандным тропам. Доезжаете до ближайшей к границе деревне с хорошей картой и велосипедом в багажнике. Машину оставьте на улице. В селе ее никто не тронет. Никакой обтянутой колючей проволокой вспаханной полосы и пограничников с собаками в бескрайних полях нет. То есть в районе населенного пункта, конечно, все серьезно. А вот в паре километров от деревни (а то и меньше) вы даже не поймете, что вы уже у соседей.
В деревне на той стороне валютой, скорее всего не торгуют, но до ближайшего райцентра, как правило, километров 20. Учтите: в России нет обменных пунктов – они запрещены законом. Все операции с наличной валютой проводят только банки, а они по воскресеньям не работают. Да и днем, как правило, с 9-10 до 16-18. В общем, сначала нужно навести справки в Интернете в каком райцентре, какие банки, график работы, а потом уже планировать операцию. Повторяю еще раз: В РОССИИ НЕТ ЛЕГАЛЬНЫХ ПУНКТОВ ОБМЕНА ВАЛЮТЫ. Если вам такой попадется, это значит, что вы общаетесь в лучшем случае с жуликами, в худшем – с фальшивомонетчиками.
Сбережения в валюте после дефолта банки начинают отдавать чуть ли не через полгода (если не разорятся к тому времени). Эта ж…а называется мораторий на выдачу вкладов. Причем на ваши платежи по кредитам никаких мораториев не вводится.
Есть смысл приготовить НЗ и убрать его на полку и заморозить в морозилке пару пакетов с молоком (если для вас молоко необходимо несколько раз в день). Исходите из того, что сутки вы не сможете купить вообще ничего, а цены первых дней могут быть выше тех, которые установятся через неделю после дефолта, когда уже будет хоть какая-то ясность. Запасаясь не на несколько дней, а на всю оставшуюся жизнь, имейте в виду: по-настоящему долго без холодильника хранится растительное масло, а не сало или жир. В любой крупе довольно быстро заводятся жучки, так что не покупайте мешок – все равно выбросите. А вот макароны в сухом месте могут лежать очень долго.
Если есть машина, то постарайтесь не докатываться до последних 0.5 литров. Рассчитывайте на неделю бардака. Запасите канистру бензина и, если проблемы настанут, доходчиво объясните домашним, что это не для отвезти кого-то куда-то с тяжелыми сумками, а для того, чтобы доставить внезапно заболевшего в больницу или съездить за жизненно важным лекарством. В общем, на случай вопроса жизни и смерти.
Насчет сходить на разведку и выяснить, не ушли ли нападавшие из вашего населенного пункта, решение за вами. Но помните: если вы не вернетесь, то почти 100% за то, что вывезти ваших детей, жену и родителей в случае форс-мажора будет некому. В Фергане на разведку мало кто бегал. Все лица европейской внешности просто бежали из города и ждали в нескольких километрах от него. Кстати, отдельные узбеки тогда привозили им плов и хлеб. Поэтому есть смысл заранее договориться с друзьями и присмотреть место за вашим поселком или городом, неизвестное неместным. Разумеется, вывозите своих с приготовленным заранее «набором туриста»: тесак или кухонный топорик для дров, хотя бы детская лопатка закопать колья ( кастрюлю или котелок на что вешать будете?), несколько метров проволоки, пассатижи, кусачки (приделаете к кастрюле ручку как у ведра и будет вам котелок), спички или зажигалка, продукты, канистра воды. На месте дрова сложите под машину, чтобы не намокли в случае дождя.
В идеале потратить заранее пару дней и научить жену и старших детей(с 12-13 лет) заводить-останавливать-вести-поворачивать машину. Вы уже поняли, для каких это случаев. У них должен быть шанс, если с вами что-то случится. Это несложно, если не орать. Никаких «почуть-чуть, постепенно, нерезко». Залезьте в машину и просто посмотрите на свои ноги, на сколько градусов вы сгибаете стопу, какое расстояние до пола. Предложите человеку самому нарисовать педали и на какое расстояние какая педаль должна подняться или опуститься. Схему работы педалей при трогании пусть студент нарисует для себя сам, и положите ее в бардачок. Рисовать нужно на картоне, чтобы можно было поставить к лобовому стеклу.
Объясните, почему нужно переключать скорости и сбавлять скорость при повороте. Объяснения «делай, как я говорю» приведут к тому, что эти моменты будут отброшены как непонятные, а потому ненужные. Обязательно добавьте в обучение задний ход: такой «профи» может куда-нибудь въехать. Разумеется, ему нужно будет оттуда выехать.
Если ситуация сложная и постреливают, то в Чечне на этот случай отрезали кусок стального листа и вставляли его как щит между стойкой и спинкой сиденья водителя. Он был не выше стекла передней и задней двери, прикрывал тех, кто лежал на заднем сидении и до уровня бокового стекла защищал водителя. Вылезти из такой брони можно только через правые двери, но зато если пуля попадет в такой придавленный водительским сиденьем лист, то самому листу, отброшенному ударом пули, двигаться некуда и он не разобьет водителю руку и локоть вдребезги. Такая же цельнокроеная конструкция (на обе двери) еще и справа нежелательна – просто не вылезете. Лучше разрезать на две части. Защищает хуже, потому что поворачивается от удара пули и бьет того, кого защищает. Аналогично можно поставить такой щит в багажник и прикрыться от выстрелов сзади. От выстрелов спереди рецепт только один: падайте на пол и жмите рукой педаль газа. Если проедете, ударив что-то и подпрыгнув, назад не смотрите – меньше знаешь, лучше спишь.
Если ситуация вообще плохая, то ждете, когда все стихнет, и ночью покидаете населенный пункт. Почему ночью, думаю, понятно. Дальность стрельбы у автомата такая, что днем ваши шансы на благополучное бегство стремятся к нулю, а ночью без единого фонаря машину слышно, но не видно. И определить по звуку можно только общее направление.
Для того чтобы была возможность экстренно уехать нужно постараться заранее. Разумеется, это бензин, припрятанный на случай внезапной срочной эвакуации. Снимите фонари STOPов и заднего хода и выкрутите из них лампочки. К сожалению, они включаются вне желания водителя и ночью сдают машину с потрохами (опыт Южной Осетии). В крайнем случае, просто разбейте камнем или монтировкой.
Для езды ночью без фар вам нужен штурман на правом сидении. Он вывешивается из окна, рука в салоне и стуком по передней панели командует «к обочине», «от обочины», « остановись». Какая бы темная ночь ни была, все равно дорога от травяной обочины отличается. Скорость не больше 30ти потому что поворот ваш штурман вряд ли увидит и, слетая с дороги, вы просто убьете штурмана и покалечитесь сами.
Не выезжайте ночью на возвышающиеся участки: даже без фонарей машину очень хорошо видно на фоне неба. НЕ КУРИТЕ!
Запасите скотч, пакеты, бечевку или нитки на случай, если что-то пробьется, начнет вытекать какая-нибудь из машинных жидкостей и нужно будет хоть как-то заткнуть-замотать отверстие.
Помните: все ваши действия должны быть действиями партизан, пробирающихся по тылам врагов. Это понимание поможет вам додуматься до целой кучи мелочей, которые просто невозможно впихнуть ни в какую статью. Удачи вам и храни вас Господь!