Нам удалось получить закрытые документы, проливающие свет на взаимоотношения Украины и НАТО. Авторский материал журналистов Александра Жилина и Кирилла АртюховаНам удалось получить закрытые документы, проливающие свет на взаимоотношения Украины и НАТО. Читая их, нельзя уйти от мысли, что со всем этим мы уже сталкивались. В ельцинский период нашей истории в начале 90-х Россия так же рвалась в Европу, шла на любое сближение с НАТО и даже велись переговоры о вступлении РФ в эту организацию. Тогда политика официальной России по Югославии соответствовала замыслу натовцев. Казалось, что Европа только и думает о нас, как фирма «Тефаль» о кухарках. Иллюзии растаяли, когда стало ясно, что Россию фактически распяли либерализмом. Страна трещала по швам и казалось, её уже никто не спасет.Спаситель, однако, нашелся…
Украинская политика в отношении Европы стопроцентно копирует российскую с опозданием на несколько лет, но с удесятерённым рвением или же переходит к крайностям «навпакы москалям». По аналогии с Прибалтикой, Украина к тому же находится под сильным влиянием Польши и националистической эмиграции, сосредоточенной в Канаде, США и в той же Польше.
Украинская олигархия не менее алчная и космополитичная, чем российская. Но в России удалось создать некоторый противовес капиталистам-транснационалистам за счет партийной политической системы, пусть даже малоэффективной, и изменений в законодательстве. На Украине же олигархи создали такую политическую систему, в которой политические партии стали инструментом клановой коммерческой конкуренции, а не выразителями общенациональных интересов. Они подмяли общество под себя. В этом и состоит главная причина политического и экономического банкротства Украины как государства, вопреки высокому стартовому промышленному, кадровому и научному потенциалу. Экономические и технологические связи, унаследованные от СССР, рвались ради призрачной независимости от москалей. При этом демонстрировалась готовность оказаться в полной зависимости от Запада.
Дальнейший комментарий построен на основе украинского документа «Аналітична довідка щодо виконання Цільового плану Україна-НАТО в рамках Плану дій Україна-НАТО за перше півріччя 2008 року», (Аналитическая записка по выполнению Целевого плана Украина-НАТО в рамках Плана действий Украина-НАТО за первое полугодие 2008 года),составленной секретариатом президента Ющенко.
На самом деле, этот документ создавался не в Киеве, а в Вашингтоне. Все закрутилось после того, как подготовленная спецслужбами США Катерина Чумаченко, став женой Ющенко, фактически взяла власть в свои руки. У Ющенко осталась только роль попугая. Подчеркиваем, все решения, все согласования с Вашингтоном осуществляла агент Чумаченко.
Итак, в подготовленной американцами Аналитической справке, подписанной главой секретариата В.Балогой, приводится отчет о направленности военно-политической деятельности украинского правительства и конкретных шагах по завоеванию доверия НАТО к будущему членству Украины в этой организации. Этому посвящены и другие документы.
Аналитическая справка была составлена по состоянию на первое полугодие 2008 года, то есть за несколько месяцев до военного конфликта России и Грузии, в котором, как теперь стало известно, на стороне Грузии принимали участие украинские специалисты ПВО. Это они применили украинские ЗУРС «Бук», поставленные в Грузию, по российским самолетам. Таким способом украинская власть в лице Ющенко, Тимошенко и Яценюка сдала экзамен на полную лояльность США и натовской политике в Закавказье и на территориях бывшего СССР, и четкую антироссийскую ориентацию своей внешней политики. Это же подтверждают упоминаемые в комментарии документы.
Безопасность государства
Одним из главных показателей государственной политики любой страны является ориентация системы государственной безопасности и ее структура.
Перед тем, как началась сдача всех национальных интересов и национальной безопасности Украины структурам НАТО, жена Ющенко Чумаченко передала гарантии беззаботной жизни от властей США Тимошенко и Яценюку.
Под особый контроль натовскими специалистами под видом помощи национальным службам была взята военная разведка ГШ украинской армии, а служба государственной безопасности фактически оказалась в подчинении спецслужб НАТО (пп. 67 и 68). Навязывая свои стандарты, натовцы переориентировали разведку и контрразведку против России и стран СНГ, а также закрепили несвойственные спецслужбам функции по защите прав человека и демократических ценностей, которые обычно реализуются через другие органы власти. В странах НАТО такого нет. Аналогично было реформировано МВД и его силовые структуры.
На реформирование системы госбезопасности по натовским критериям из госбюджета было выделено в 2008 году 284 млн долларов США. Но сегодня стало ясно, что никакой системы нацбезопасности взамен разгромленной американцы на Украине не создали. Зачем? В целом система безопасности, включая все ее составляющие, оказалась бесполезной в политическом кризисе 2013-2014 гг.
Инициатива легко перешла к националистам, к тем оппозиционерам, которых готовили те же натовские и американские специалисты. То есть, западные союзники беспокоились не о безопасности Украины, а строили систему контроля и давления на государственную власть страны с помощью собственной национальной системы безопасности. Это классика западных спецслужб.
В аналитической справке уделяется особое внимание системе защиты конфиденциальной информации. Но какие могут быть тайны от НАТО у правительства Украины, стремящегося в НАТО? Натовцам и американцам все становилось известно от первоисточников, от тех, кто находится под контролем западных советников. Это было в России 90-х годов. Поэтому речь идет о защите информации от российской разведки и российского правительства, а также от собственных граждан. Именно поэтому вся операция предательства Ющенко, Тимошенко и Яценюков национальных интересов Украины осуществлялась в тайне от собственного народа.
Отдельно упоминается проблема борьбы с терроризмом. В пп.4 Аналитической справки говорится о сотрудничестве специалистов СБУ с НАТО и о консультации с руководителем подразделения безопасности НАТО по вопросу обмена информацией. Подчеркивается факт сотрудничества на постоянной основе со спецслужбами стран участниц НАТО, в компетенцию которых входит борьба с терроризмом. Сотрудники СБУ в апреле 2008 года приняли участие в семинаре-тренинге «Предупреждение терроризма» на базе НАТО в Турции. Такие же семинары проводились в Киеве.
Представители Украины в январе 2008 г. участвовали в комплексных КШУ НАТО по урегулированию кризисных ситуаций «СМХ-08» в Македонии. На сентябрь было запланировано аналогичное учение «РафендРеді 2008» по совместным действиям международных организаций и украинской власти при участии представителей Центра реагирования на катастрофы НАТО. Проводились и другие учения. При этом СБУ регулярно направляло в Брюссель отчеты о возможностях своих антитеррористических подразделений в первую очередь по отношению к России и странам СНГ.
Резюмируя такое сотрудничество, можно сказать, что западные советники скорее готовили СБУ и правительство Украины к запланированному, предполагаемому уже тогда политическому кризису и государственному перевороту, а не вырабатывали меры по его предотвращению.
Особую роль исполняло украинское правительство в геополитической стратегии НАТО на Юго-Востоке Европы. Украинские дипломаты и спецслужбы вели постоянное наблюдение за обстановкой в зонах так называемых замороженных конфликтов. Это Приднестровье и Молдова, Абхазия и Южная Осетия, Нагорный Карабах. Украина активно участвовала в различного рода консультациях и переговорах по этим проблемам. Однако ее позиция была определенной, которая основывалась на участии в организации ГУАМ, то есть она была прогрузинской, проазербайджанской и промолдавской и отражала антироссийские взгляды НАТО. Достаточно сказать, что Украина поддержала резолюцию ООН «О положении на оккупированных территориях Азербайджана», о чем говорится как о достижении в пп. 6 рассматриваемого документа. Украинские госслужбы и ведомства поставляли информацию по странам ГУАМ спецслужбам США и НАТО. Впрочем, такая же информация поступает и от других стран членов организации ГУАМ.
Соглашение о создании организации ГУАМ было подписано в 2006 году. Украина брала на себя роль лидера. Видимо поэтому в письме «План дiй щодо членства в НАТО» генеральному секретарю Североатлантической организации бывшие в то время президент Украины В.Ющенко, председатель ВР А.Яценюк и премьер Ю.Тимошенко, подписавшие письмо, назвали свою страну региональным лидером и верным, надежным партнером НАТО.
Военная реформа по адаптации армии к НАТО
Реформирование вооруженных сил проводилось и проводится по натовским стандартам. Для перевооружения на натовские образцы нужны деньги, но их нет. Поэтому вооружение планировалось модернизировать. Офицерский состав проходил стажировку в натовских частях и обучался натовскими инструкторами и советниками. В Харькове открыта школа по подготовке сержантов. Но все эти усилия, судя по фактам 2014 года, не укрепили оборону государства и не подняли боевой дух и боеготовность армии. Наоборот, в деятельности натовских советников и благодетелей обнаружилось все то же лицемерие и двойные стандарты.
Миллиарды, выделяемые на военную реформу, тут же пилились и выводились за рубеж на личные счета.
Состояние боевой техники, морально-психологическая подготовка личного и офицерского состава, высшего командования оказались низкими и не мотивированными на защиту государственных интересов, которых собственно и не было. За все годы американской и натовской военной помощи наиболее боеспособными и подготовленными оказались боевые формирования националистических организаций, подготовленных натовцами за рубежом и в лагерях на территории Украины. Причем не без ведома и согласия СБУ и правительственных институтов контроля. Это тоже классика зарубежных спецслужб: подготовить неподконтрольную власти силу, способную сыграть важную роль в организации управляемого хаоса.
В пп.3 Аналитической справки прямо называются мероприятия, проведенные Украиной в виде вклада в поддержание мира и безопасности на евроатлантическом пространстве. При этом Украина называет себя страной-участницей миротворческих миссий и инициатив Североатлантического альянса. Это перебор в самооценке, похожий на верноподданническое холуйство, далекое от дипломатии.
Среди важных мероприятий указывается замена 185 украинских военнослужащих в мае 2008 года в составе украинско-польского батальона КФОР в Косово. В феврале была проведена замена 40 военнослужащих в Ираке, выполнявших роль инструкторов и миротворцев. Высказывается намерение в том же году увеличить присутствие украинских военных в Афганистане с 3 до 6 человек, которые будут выполнять свои задачи в составе шведской группы в провинции Мазари-Шериф. Конечно, это мелочи. Но на большее у Украины денег не было. А показать себя значимым хочется.
В штаб-квартире НАТО в Брюсселе 28 марта было подписано соглашение между Украиной и Организацией Североатлантического договора об участии Украины в операции международных сил по поддержанию безопасности в Афганистане, а также финансовое соглашение, связанное с этим участием. Таким образом был юридически оформлен формальный статус Украины как страны-участницы операции НАТО в Афганистане.
Особо подчеркивается участие Украины в антитеррористической операции НАТО в Средиземном море под названием «Активные усилия». В операции принимал участие фрегат «Гетман Сагайдачный» ВМС Украины с применением вертолетов Ка-27 и с досмотровой командой на борту. Между структурами НАТО и заинтересованными ведомствами осуществлялся обмен сведениями о подозреваемых судах. Украина направила в НАТО 870 сообщений, а получила в ответ 430 открытых и 201 ограниченного доступа сообщений.
Также проводились различные семинары, конференции и рабочие встречи по стажировке украинских офицеров на натовских кораблях, организации совместных учений и их материально- технического обеспечения. С 16 по 29 марта трижды с визитами на Украине находились представители ВМС США, которые обсуждали вопросы логистического обеспечения развернутых войск по плану операции «Активные усилия».
В этом же году завершилась процедура по присоединению Украины к Договору «О многонациональных миротворческих силах Юго-Восточной Европы». От Украины в их состав по предложению ГШ должны были войти подразделения до инженерной роты, до взвода РХБЗ, а также штабные офицеры и медицинский персонал.
Всё это время НАТО и США обещали материальную помощь Украине. В частности, обещали поставить новейшие образцы вооружений. Но каково же было изумление в Вашингтоне, когда от Тимошенко и Яценюка (в обход Ющенко) поступила просьба: нам техники не надо, нам бы деньгами…
Тимошенко и Яценюк старались вовсю! Украина высказала готовность принять участие в войсковых учениях в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира», проводимых как за пределами Украины, так и на ее территории. В связи с этим 11 мая Верховной Радой был принят закон «Про схваленнярішення Президента України про допуск підрозділівзбройних сил інших держав на територію України у 2008 році для участі у багатонаціональнихвійськовихнавчаннях» (пп. 55). Этот закон позволяет и сейчас под видом совместных учений вводить иностранные войска на Украину. Очень предусмотрительный закон, если заранее предполагался политический кризис власти.
Но самое значимое достижение НАТО и американцев заключается в объединении системы ПВО Украины с центром управления воздушным пространством Румынии (пп. 60). Дело в том, что в Румынии предполагалось размещение базы ВВС США, обеспечивающей полеты американских транспортных самолетов в Афганистан и на Ближний Восток, и монтаж элементов системы ПРО США.
В Брюсселе 13 июня был подписан Меморандум про взаєморозуміння між Міністерством оборони України і Міністерством оборони Угорщини та Штабом Верховного головнокомандувача об’єднаних збройних сил НАТО в Європі з обміну даними про повітряну обстановку, по которому Украина обязана обмениваться данными о воздушной обстановке с Румынией (пп. 89). То есть, по сути украинцы будут вести разведку воздушного пространства в интересах США и НАТО, а также предоставлять свое воздушное пространство и аэродромы военной авиации будущих союзников по НАТО. Переговоры на эту тему и подписание соглашений проводились на саммите НАТО в Бухаресте, а затем обсуждались в рамках Комитета НАТО по ПВО в Израиле, город Хезлия, в мае 2008 года. Последний факт указывает на процесс объединения систем ПВО не натовских стран с системой ПВО НАТО.
Экономическая безопасность
В плане стратегии экономического развития правительство Украины формально пошло на сближение с МБРР и МВФ. С этой целью эксперты этих организаций вели постоянный глубокий мониторинг украинской экономики и ее потенциала. Никаких коммерческих и государственных тайн для них не существовало. На основе полученных данных украинскому руководству ставились условия получения кредитов, вступления в ВТО и присоединения к ЕС. Контроль за выполнением этих условий вели многочисленные советники МВФ и МБРР, а также ЕС. Об этом говорится в пп. 38 и 39 Аналитической справки.
Справедливости ради надо сказать, что в такие же клещи попали российские реформаторы, но у них был выбор в отличие от Украины, которую поставили в иное положение. Так как правительство и окружение Ющенко безоглядно играли на противопоставлении Украины братской России, а не на партнерстве двух республик, участие МВФ в экономике Украины оказалось исключительно политическим. Политика стала объектом коммерции олигархического правительства Украины. Это не скрывалось и не пресекалось.
Еще важный момент. МВФ кровно заинтересован в высоком уровне коррупции в тех странах, где он работает. Почему? Всё очень просто. МВФ выделяет кредит. В течение довольно короткого времени распиленные коррумпированной властью деньги возвращаются в западные банки на личные счета чиновников и… работают на экономику запада. А страна-заёмщик дополнительно к этому выплачивает кредит с процентами. Так было в России при Ельцине, так было на Украине при Тимошенко-Яценюке. Впрочем, эта схема на Украине действует и сейчас.
Украинских коррупционеров подвела жадность. Объемы хищений были чудовищны! В результате консультаций с МВФ, проведенных с 20 марта по 1 мая 2008 г., эксперты констатировали, что уровень инфляции и рост темпов увеличения объемов государственного долга могут подорвать саму систему кредитования. То есть, по сути было высказано недоверие кредитоспособности украинской экономики.
Тем не менее оставалась достаточно перспективной для сотрудничества научно-техническая деятельность в отраслях украинской экономики за счет имеющихся разработок и научных кадров, полуразваленных институтов. Но для этого нужны были все те же кредиты. В конечном итоге удалось подписать Договор между Украиной и Европейским космическим агентством «О сотрудничестве в освоении космического пространства в мирных целях». Но каких-либо ощутимых результатов для Украины по этому договору нет.
Украинская олигархия никаких вкладов в развитие науки и технологий не сделала. Паразитарный бизнес олигархов и правительства в их лице вызвали крайнее недовольство в обществе и привели Украину к майдану-2014, который олигархия превратила сначала в свой реванш в форме диктатуры, а потом потеряла полностью управление страной.
Информационная политика или диверсия
Экономика разваливалась киевскими политиками и из-за отсутствия ясных экономических стратегий. Впрочем, зачем коррумпированной власти стратегия?
Зато в информационном плане евроатлантическому курсу Украины было уделено самое пристальное внимание как со стороны украинских властей и СМИ, так и со стороны западных политиков. На выполнение так называемой «Державної цільової програми інформування громадськості з питань євроатлантичної інтеграції України на 2008-2011 роки» было выделено государством более 8 млн долларов США, в том числе около 150 тысяч долларов из тощих местных бюджетов (пп. 41).
Кроме пропаганды в СМИ были организованы десятки семинаров и конференций по этому вопросу на региональном уровне. Был даже объявлен конкурс на лучшее освещение евроатлантической темы в СМИ, в том числе парламентариями и неправительственными организациями (пп. 43). Главное сосредоточие усилий пропаганды было направлено на молодежь. Среди НПО особо выделялись Гражданская лига Украина-НАТО, Институт трансформации сотрудничества, Институт евроатлантического сотрудничества. Была даже принята специальная программа «Евроатлантическая интеграция глазами молодежи» и др. К пропаганде евроатлантизма были привлечены организации общества «Знания». В этой обширной работе принимали активное участие посольства США и Польши на Украине, а также приглашаемые представители посольств других стран НАТО, включая послов.
Если говорить о возрастных группах, подверженных натовской пропаганде, то она велась среди молодежи начиная со школьного возраста.
Пропаганда евроатлантизма велась и в вооруженных силах. В феврале 2008 года в Национальной академии обороны Украины была проведена VIII международная неделя НАТО. Высокопоставленные натовские военные и дипломаты в течение недели прочитали курс лекций слушателям всех курсов академии.
Почти на всех вэб-сайтах ведомств и регионов были открыты специальные странички с евроатлантической тематикой, всего 700 адресов. Этой тематике особое внимание уделяли МИД, минобороны, госкомитет по телевидению и радиовещанию, СБУ, минэкономики, минтопэнерго и другие ведомства. Тема НАТО и евроинтеграции отсутствовала лишь на порталах Республики Крым и городской администрации Киева (пп. 46). Источниками информации для всех сайтов были и остаются порталы «Украина-НАТО» (www.ukraine-nato.gov.ua), поддерживаемый МИД, и национального центра по вопросам евроатлантической интеграции Украины (www.nceai.gov.ua). Созданы тысячи центров и стендов в учреждениях, пропагандирующих евроатлантизм.
В результате в феврале 2008 г. за вступление в НАТО высказалось 20,9% опрошенных респондентов, против – 59,2%, затруднились с ответом – 16,6%. По сравнению с 2007 годом за вступление высказались 16,2%, против – 59,2%, затруднились с ответом – 16,6% (цифры из текста Аналитической справки). По прогнозам украинских социологов, проводивших опрос, к концу 2008 года по итогам реализации целевой программы, рассчитанной на 2008-2011 гг., за вступление в НАТО выскажутся около 36% граждан. Это была явная натяжка. Украинцы не хотят в НАТО, но правительство упорно стремится втиснуть страну в эту организацию и ЕС из соображений собственной выгоды.
Нельзя по случаю не вспомнить, что одновременно шло переформатирование исторического самосознания украинского общества. Через СМИ и систему образования внедрялась историческая парадигма «Истории национально-освободительного движения народа Украины», представлявшей собой героизацию УПА-УНСО и препарирование истории Украины на основе эмигрантской националистической идеологии и установок Грушевского.
Заключение – резюме
Секретариатом президента Ющенко также разработан документ под названием «План дій Україна-НАТО», который представляет собой перечень намерений и обязательств украинского правительства на пути вступления в НАТО. Каждый пункт этого документа фиксирует отрыв Украины от России и добровольную передачу украинским правительством суверенных прав Украины западноевропейскому сообществу в лице ЕС и НАТО. На первый взгляд все принципы и цели этого документа декларативны. Но, облекаясь в правовые формы, они становятся обязательными и требующими финансовых расходов на выполнение обязательств.
Создается некий фон ожиданий, что ЕС и НАТО будут платить по каждому пункту декларации за политическую позицию Украины в отношении России. Но это не так. Нельзя не видеть, что каждый политический и военный договор Украины с НАТО и ЕС сопровождаются дополнительным соглашением по ее финансовым расходам или доле финансового участия в ЕС или НАТО. Адаптация украинской экономики, реформа вооруженных сил по образцу НАТО, участие в международных операциях требуют расходов. А денег на это в разоренной украинской экономике нет.
В дополнении к указу президента Ющенко № 289/2008 от 1 мая 2998 года «Цiльовый план Україна – НАТО на 2008 ріку рамках Плану дійУкраїна – НАТО», подписанному главой секретариата президента Балогой, говорится, что Украина принимает действенные меры для поддержания стабильности и продолжает свое участие в миротворческих миссиях и антитеррористических операциях НАТО в Косово, Республике Ирак, Исламской республике Афганистан, а также на Средиземном море. Звучит пафосно. А в реальности даже не протокольно вежливо.
Яценюк, будучи в США, на встрече с Обамой подтвердил готовность продолжать выполнение принятого еще в 2008 году плана сдачи национальных интересов Украины. Именно поэтому США так трепетно относятся и к Яценюку, и к Юлии Тимошенко.
Александр Жилин, Кирилл Артюхов