Если в Донецке все получится, то случится то, что никак не хотели воспринимать как реальность в Киеве, – Донецкая область начнет свой уход из Украины. Нарушая планы и Киева, и Брюсселя, и Вашингтона, и даже Москвы. В воскресенье, 6 апреля 2014 года, митингующие легко и дерзко захватили здание Донецкой облгосадминистрации и зачитали резолюцию, в которой требуют немедленного созыва внеочередной сессии Донецкого областного совета и принятия ею решения о проведении референдума о вхождении в состав России. Донецкому облсовету был поставлен ультиматум…
Если до полуночи 6 апреля не будет созвана внеочередная сессия, то сепаратисты «распустят областной совет». На его место придет «народный совет», созданный на месте координационного совета из представителей всех протестных движений и всех городов Донетчины. Он и примет нужное решение о референдуме. Облсовет собраться не смог. И в подтверждение своих слов донетчане захватили здание управления СБУ. Над админзданиями взвились российские триколоры вместо украинского госфлага. А координационный совет протестующих уже разрабатывает юридические принципы и основания такого референдума.
Чего требуют эти люди? Вы не поверите, но во многом почти того же, на что украинским властям намекают и в Европе, и в США, и что им откровенно предлагает Россия. А с некоторых пор – и США. Намекают и предлагают, между прочим, не для того, чтобы развалить страну и «оккупировать ее Россией», а чтобы сохранить ее территориальную целостность. Без Крыма, конечно. Признать уход полуострова из состава Украины законным и необратимым хочет Россия. И это, пожалуй, единственное отличие от «хотелок» Запада.
Все остальные требования уже практически выкристаллизовались: федеративное устройство Украины на базе всеобъемлющей децентрализации власти, подтверждение внеблокового статуса Украины (невступление в НАТО, если быть точным), русский язык – как второй государственный, свободные выборы руководителей регионов. Все это предлагается закрепить в срочно разработанной и принятой новой Конституции Украины. К тому же и Москва, и Брюссель, и Вашингтон постепенно приходят и к пониманию того, что любое сотрудничество Украины должно не откровенно вредить интересам России, а учитывать их. Вполне возможно, что это должно быть предусмотрено при запланированном на грядущее лето подписании так называемой экономической части Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.
Но в Киеве ни намеков, ни прямых предложений вступить в предметный диалог со значительной частью своей территории не принимают. Там всех протестующих скопом назвали «сепаратистами» и «пособниками российского агрессора». И ничего не делают. Даже известный своей хронической непроходимостью везде, куда бы он ни совался, министр обороны Украины при Викторе Ющенко Анатолий Гриценко в расово правильной и потому, увы, насквозь лживой «Украинской правде» задался уникальным вопросом: «Стратегический сговор с Путиным или тактический ход для остановки президентских выборов (ибо кто-то увидел, что не имеет шансов) – причина бездеятельности власти мне неизвестна. Может, вам она известна?». Сам для себя он уже все выяснил: «Вынужден повторить: считаю, что это саботаж и бездеятельность власти, как минимум, или же предательство!».
Понятно, на кого и почему намекает опять ищущий хоть какой-то, хоть задний проход к президентству тоже кандидат в президенты Гриценко. На Юлию Тимошенко, которая кровно «обидела» самого «настоящего полковника» Украины. Он, будучи советским офицером, но в иудины времена за денюжку пройдя выучку в США, все последующее время хотел стать украинским Бонапартом. Все, даже Ющенко, который мало в чем и в ком, кроме пчел, вообще разбирался, его, разумеется, дружно посылали. Но только стимулировали и, что называется, расчесывали бонапартизм товарища, возжелавшего стать мистером или месье. Последний раз припадок корсиканских амбиций у бородатого и неопрятного толстяка случился, уже когда от Украины отпал Крым. Тогда Гриценко буквально потребовал от Тимошенко, как от подлинной закулисной хозяйки Украины после госпереворота, чтобы та назначила его верховным главнокомандующим, который поведет славные и всепобеждающие «освободительные» украинские войска на полуостров. В носках поведет, а не в портянках, чем и докажет великую стратегическую действенность своего самого выдающегося достижения на посту министра обороны «нэньки», привыкшей к портянкам, как к своей второй коже на нижних конечностях. Это было так «по-эвуропэйськы», так по-натовски!
Но и сермяжная правда в намеках Гриценко на желание Тимошенко из-за событий на юго-востоке сорвать президентские выборы 25 мая, конечно, есть. «Нашей Кыце», несмотря на дальновидную замену короноподобной косы на скрюченный хвостик на затылке, вряд ли что светит на этих выборах. Как говорится, недолго будет мучиться старушка в высоковольтных проводах новых настроений и чаяний электората, который она перестала пронимать. А ради власти Тимошенко готова на все. В том числе и на развал Украины на куски. При условии, что один кусок – ее. Лишь бы кто-то ей это гарантировал…
Но глубинная причина непонимания Киевом событий на юго-востоке и нежелания уступать ему в вопросе федерализации в том, что временная власть в Киеве тупо и твердо:
а) выполняет заказ Запада, которому в идеале нужна единая Украина, чтобы в случае чего иметь возможность придвинуть натовские танки и ракеты прямо к границам России. А не опять довольствоваться каким-то «буфером»;
б) сама надеется в будущем «подоить» всю страну, собирая налоги и доходы в центре, там их успешно дерибаня и отсылая на места крохи. Так, как это и было при всех прежних властях на Украине.
И Киев, повторяю, тупо и твердо, как неисправимый и глупый скупердяй и жадина, стоит на своих позициях. Стараясь не замечать или действительно не замечая изменяющиеся подходы всех, кто хочет урегулировать украинский разлом. А, может быть, и надеясь на то, что дисциплинированные, но краткосрочные выступления на юго-востоке рассосутся сами. При активной помощи силовиков из Киева, по-всякому жестко прессующих «сепаратистов».
Жители юго-востока явили миру действительно мирные протесты в борьбе за демократию. Пять дней в неделю они работали на своих предприятиях, создавали валовой национальный продукт, чтобы Турчинову и компании в Киеве было чем оперировать, а по субботам и воскресеньям выходили на митинги и шествия. Это на самом деле в создавшихся кризисных условиях на Украине была высшая форма и ответственности, и патриотизма – не добивать страну в сложное время.
Киевской властью такое поведение, видимо, и было воспринято как нерешительность и неготовность к протестам до победы. Украинское руководство, равнодушно поругивая «сепаратистов», с тоской смотрело на протесты. А силовики по его приказу начали жесткую и планомерную зачистку вождей народного движения, нагло и бесцеремонно арестовав практически всех, кто с самого начала возглавлял протесты, например, в Донецкой и Луганской областях. Людей начали визуально фиксировать, таскать на допросы, объявлять в розыск и вообще прессовать так, как они никогда бы не позволили себе против деятелей майдана.
Опять сказались, с одной стороны, двойные стандарты. На майдане же типа боролись за «демократию» и против «тоталитаризма», а здесь с «погаными сепаратистами на службе Кремля». С другой – силовые структуры были значительно усилены боевиками майдана, которые, как истинные «революционеры», беспощадны к любым «врагам революции».
Но ничего не получилось. В субботу, 5 апреля, люди вышли на протесты, как обычно – в режиме предупреждения и раскачки. А в воскресенье, 6 апреля, людей, что называется, прорвало. Люди за считанные часы показали, что они устали ждать, когда к ним и к их требованиям отнесутся с пониманием и пойдут навстречу. Они поняли, что никто не даст им избавленья, ни царь, ни бог и ни герой, не говоря уже о Турчинове. И решили взять свою судьбу в свои руки и зеркально (чтобы, наверное, и Европа с США были довольны), как на евромайдане в Киеве, ответить на равнодушие власти и добиться своего.
Кроме произошедшего в Донецке, в Луганске были захвачены управление СБУ, где завладели оружием и к тому же освободили всех задержанных за «сепаратизм» активистов юго-восточного движения протеста, уже названного «русской весной», и филиал Нацбанка. Пала и Харьковская ОГА. И здания тоже уже традиционно украсили российскими триколорами. В Харькове несколько тысяч демонстрантов еще и заставили «правосеков», которые решили побороться с «сепаратистами», на коленях улепетывать из Харькова по милицейскому коридору. И нет сомнений, что если бы не милиция, то у харьковских травматологов в эту ночь было бы много работы.
Удивительная «зеркальность» юго-восточных событий проявилась и в том, что точно так же, как их антиподы на «евромайдане», протестующие в Донецке вооружились палками, надели на себя маски, чтобы обезопасить себя от возможных репрессий, и, кроме того, что захватили здание обладминистрации, изъявили желание создать параллельный орган власти. И создали его, передав ему власть. А в Луганске захваченное здание СБУ собираются защищать, как и на киевском майдане, горящими покрышками, для чего их массово свозят к объекту. В Донецке и Харькове поговаривают о палатках перед захваченными админзданиями.
Характерна и такая деталь: митингующие везде выступили в защиту «Беркута» и других милиционеров, которых новые власти превращают в козлов отпущения и мальчиков для битья, надеясь заменить их испытанными майданным боевиками-неонацистами. Милиционеры везде на юго-востоке отвечаю «взаимностью».
Они практически не препятствуют действиям манифестантов. А в Харькове, по свидетельствам очевидцев, милиционеры даже аплодировали, когда митингующие пошли на штурм и начали захватывать помещение. То есть кончилось-таки терпение у милиционеров, которых фактически предала прежняя украинская власть и предает нынешняя.
То есть с небольшими нюансами все происходит, повторяю, точь-в-точь как в Киеве. Только теперь с этим «зеркалом для хероев евромайдана» по-юговосточному придется иметь дело власти, якобы «демократичной». Для нее действительно вырисовывается настоящий тест на демократичность: или пойти навстречу юго-востоку страны, или попытаться задушить его по-тимошенковски, огнем и мечом. Юлия Владимировна, как известно, уверена, что лучшее решение – это взять и 8 миллионов кацапов «расстрелять из атомного оружия». А что ей? На Донбассе она президентом не станет никогда, значит «в топку» этих строптивых москалей…
Временная власть однозначно пока не знает, что делать. И. о. всего сущего и лишь слегка легитимный Александр Турчинов отменил свой визит в Литву на конференцию спикеров парламентов стран Европейского Союза и срочно собирает у себя на совещание силовиков – таких же, как и он, самозванно-временных руководителей украинских МВД, Генпрокуратуры, Службы безопасности (СБУ), Совета нацбезопасности и обороны (СНБО). И мужественно взял на себя и под свой личный контроль ситуацию, которая «сложилась в Донецкой и Луганской областях из-за выступления сепаратистов».
Премьер-министр Арсений Яценюк обещает лично приехать в регион и завалить его всяческими благами. «Как бы нам не было трудно, но мы формируем государственные заказы для восточных предприятий, мы выделяем 12 миллиардов гривен на субсидирование угольной отрасли, мы будем платить зарплаты», – пообещал он. И благоразумно не уточнил, когда же это случится. Он знает, что на Донбассе надо фильтровать базар. Судя по свергнутому Виктору Януковичу, там свистунов любят долго, но когда разлюбят…
А более продвинутый Аваков, как всегда, начал бороться с сепаратизмом в «Фейсбуке» и стращать его через пресс-службу своего ведомства. «МВД не будет стрелять в людей – в кучку проплаченных провокаторов – среди протестующих много обманутых, много пришедших за деньги. …Ситуацию стабилизируем. Примем накат проплаченных маргиналов и неотвратимо отожмем. Уверен, другого не будет. Почему? Потому, что ни Донецк, ни Харьков, ни Луганск не хотят быть буферной прифронтовой зоной. Восток хочет работы и стабильности! И на эту стабильность будем работать – отсекая маргинез», – написал он. А его пресс-служба на всякий случай напомнила, что «такие действия, как захват государственных зданий, массовые беспорядки – это преступление, наказание за которое предусмотрено Уголовным Кодексом Украины. Согласно ст.294 УК за организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием и другими противоправными действиями, в частности, организаторам и подстрекателям массовых беспорядков, грозит от 5 до 8 лет лишения свободы».
Уже утром, в понедельник, Аваков сообщил, что здание Харьковской ОГА зачистили от «захватчиков». Там открыли дело по статье «хулиганство» – после столкновений сторонников федерализации и участников «евромайдана». А в Донецке прокуратура сообщила, что начато расследование по части 1 статьи 294 уголовного кодекса (массовые беспорядки). То есть, как видим, переговоров нет, а продолжаются силовые попытки задушить протест.
По словам Авакова, события 6 апреля в Харькове, Донецке и Луганске «заказали и оплатили» президент России Владимир Путин и, конечно же, отстраненный от власти президент Украины Виктор Янукович. Ну а что он мог еще сказать, если ситуация на юго-востоке, похоже, выходит из-под контроля киевских властей. Жители этих регионов Украины уже не желают ждать и подталкивают не столько свои власти, которые они не признают, сколько российских и западных политиков и дипломатов. …
А в Харькове тем временем уверены, что Янукович уже высадился в Донецке и скоро поведет своих сторонников в бой за освобождение страны от самозванцев. Но в это верится с трудом – очень уж мало похож Федорович на Минина и Пожарского в одном флаконе. Так что со всем придется разбираться людям. И, конечно же, последнее слово за Россией…