Украинские экономисты скептически отнеслись к призыву премьера Арсения Яценюка найти для промышленности Донбасса новые рынки сбыта, поскольку Россия, по его мнению, для украинской продукции уже потеряна.
Экономист и депутат-«регионал» Алексей Плотников напоминает, что для значительной части украинских предприятий Россия – единственный возможный покупатель.
«Половину нашего ВВП мы получаем за счет экспорта, 25% которого приходится на Россию», – говорит экономист Олег Устенко.
«Россия для нас – важный торговый партнер. Она важна настолько же, насколько и Европа», — добавляет эксперт.
За счет внутреннего спроса заменить российский рынок вряд ли удастся, прежде всего, из-за падения потребления внутри Украины, полагает Юрий Макогон, доктор экономических наук, заведующий кафедрой международной экономики Донецкого национального университета.
Во всяком случае, это нельзя быстро сделать для таких отраслей как металлургия и машиностроение, тем более, что большинство предприятий в них находятся в частных руках. Что касается переориентации экспорта на Европу, то это тоже сложно реализовать, поскольку товарная номенклатура экспорта западного и восточного направлений не пересекаются. Резкое падение экспорта в Россию в этом году представляет серьезную проблему еще и из-за того, что у Украины импорт уже давно превышает экспорт, страна имеет отрицательное торговое сальдо с 2006 года.
Стимулировать производство путем кредитования производителей сейчас нереально, считает эксперт.
Алексей Плотников добавляет, что Украине с легкостью отказываться от российского рынка нельзя, нужно вести переговоры, использовать средства ВТО или других международных структур, чтобы удержать поставки в РФ.
«Потеря российского рынка – ответственность тех людей, которые сейчас провозгласили себя властью, но расплачиваться за подобные решения придется простым гражданам, которые потеряют работу и будут вынуждены жить в условиях резкого снижения уровня жизни из-за роста цен и стоимости коммунальных услуг», — говорит нардеп Александр Голуб.
По его мнению, сейчас даже сложно предугадать все социальные последствия кризиса, который разразится в восточных областях в случае окончательного закрытия рынка РФ для украинской промышленности.