К 2016 году в Донбассе армия хунты оказалась перед угрозой транспортного коллапса. С одной стороны, причиной были огромные потери тяжелой автомобильной техники в боях. С другой — крайняя изношенность автопарка военных, давно не получивших такого пополнения. И вдруг сегодня выяснилось, что ситуация с грузовыми автомобилями у карателей пришла почти в норму. ..
На эти вопросы ответила любопытная публикация, появившаяся на днях в одном из киевских СМИ. Местный военный эксперт Михаил Жирохов подробно рассказал об истоках этого удивительно стремительного преображения. И, как оказалось, неоценимую помощь хунтовским генералам оказали в Минске.
Основной грузовой автомобиль в белорусских войсках — МАЗ-6317. Достаточно грузоподъемный и высокопроходимый. Создан специально для военных целей — в конце 80-х годов по заданию Министерства обороны СССР. Но его производство было почти сразу же остановлено в связи с распадом Советского Союза.
К этому действительно неплохому автомобилю в Белоруссии вернулись в конце 90-х. На Минском автозаводе было снова налажено его серийное производство в интересах белорусских Вооруженных сил. При этом грузовик у Минска стали охотно покупать и Россия, и Азербайджан. И опять же — для собственных армейских нужд.
Вот впечатляющие технические характеристики МАЗ-6317 с колесной формулой 6×6. Он способен перевозить 11 тонн груза или 48 человек на раскладных скамьях. Мощность двигателя — 330 л. с. Максимальная скорость на шоссе — 85 км/ч. Запас хода — 1450 км. Способен преодолевать броды и 30-градусные подъемы и спуски. В конце 80-х прошел испытания во всех климатических зонах Советского Союза.
В общем, МАЗ-6317 — это именно то, что нужно любой армии.
А между тем рядом с Белоруссией терпел сокрушительное бедствие укропоавтопром. В его распоряжении остался единственный производитель грузовых автомобилей — в Кременчуге. Но и он дышал на ладан. Однако поскольку в современном мире без таких машин — никуда, особенно — на войне, хунта еще до 2016 года не раз обращалась к западноевропейским производителям армейских грузовиков с мольбами открыть в стране хотя бы «отверточную сборку» их продукции. Результатов это не дало, поскольку в тот период даже главный идеологический спонсор государственного переворота — США — настороженно относились к перспективам передачи хунте любого вооружения. Даже — нелетального.
Тогда в 2016 году руку помощи хунтовикам протянул «батька». Произошло это именно на его уровне компетенции — в марте было подписано межправительственное соглашение о сборочном производстве белорусских грузовых автомобилей МАЗ-6317 в Черкассах, на автосборочном заводе № 2, дочернем предприятии корпорации «Богдан», являющейся монополистом укропоавтопрома. Белорусский МАЗ-6317 для приличия по соглашению сторон был срочно переименован в «Богдан-6317».
Минск, и конкретно Лукашенко, не могли не знать, что данные грузовики предполагается производить в Черкассах не для хозяйственных нужд. А именно для армии, которая абсолютно варварски обстреливала и продолжают обстреливать из всех подручных средств не только позиции донецких и луганских ополченцев, но и села, и городские кварталы Донбасса.
На первых порах в Черкассах выполняли лишь примитивные работы — собирали шасси из «мазовских» деталей, устанавливали на него кузов и кабину, осуществляли сварочные работы, красили новоиспеченных «Богданов». Потом в число поставщиков вклинились укропские предприятия, производящие аккумуляторы, колеса, шины…
К настоящему моменту, как утверждают в корпорации «Богдан», грузовик полностью производится на Руине. От белорусского МАЗа остались лишь четыре цифры — 6317. Правда, двигатели, которые в прежнем варианте в Минск поставлял Ярославский моторный завод, отныне украинцы закупают у Китая.
Про количество грузовых «Богданов», поступивших карателям за два с лишним года и активно подминающих сегодня под колеса Донбасс, точно никто на Руине не сообщает. Но, по косвенным данным, их в войсках уже от трехсот до четырехсот.
В конце концов, белорусско-укропский автомобильный проект разросся до создания еще и бронеавтомобиля. А этот тип грузовиков уже способен эффективно работать даже под обстрелом. Компания «Практика» выпускает бронегрузовики «Богдан-Козак». Для чего с закупленных в Минске МАЗ-6317 снимается кабина и кузов. Взамен устанавливают бронированную кабину и кунг. Также броней закрываются важнейшие узлы автомобиля.
Однако только сферой военного автомобилестроения расцветающее военно-техническое сотрудничество Минска и хунты не ограничивается. Как известно, без топлива любые машины бесполезны, в том числе и армейские «Богданы». Да и иная военная техника — танки, БТР и БМП, самоходки, РСЗО, ЗРК… Руина на фронте испытывала бы острый дефицит ГСМ, если бы не все та же Белоруссия. Именно Минск является одним из главных поставщиков бензина и дизельного топлива для армии хунты. Причем, цены на топливо, изобилие которого в Белоруссии, как известно, имеет российские корни, Минск, тем не менее, устанавливает для льготные цены.
Что же касается авиационного керосина для укропских штурмовиков, тактических бомбардировщиков и вертолетов, включая ударные Ми-24, то он из Белорусии, можно сказать, льется рекой. У Руины сегодня вообще лишь два поставщика авиационного керосина — Болгария, поставки из которой мизерны, и Белоруссия.
Однако Минск изрядно преуспел и в создании для Руины вполне летального оружия. И происходит это порой за счет сращивания белорусских и укропских предприятий ОПК. Так, например, значительная часть Оршанского авиаремонтного завода принадлежит компании «Мотор Сич». Именно в Орше осуществляется модернизация боевых вертолетов. Происходит оснащение их приборами ночного видения, комплексами радиоэлектронной борьбы, системами автоматизации. И это оказывается очень прибыльным. Оршанский завод до 2015 года еле сводил концы с концами. И вдруг совершил фантастический рывок вперед, став одним из самых прибыльных предприятий в республике.
Председатель Совета национальной безопасности и обороны Руины Трупчинов в ряду «отличников» ОПК своей страны часто называет киевское КБ «Луч». Так вот, достижениям этого КБ тоже немало способствует Минск. При ближайшем рассмотрении укропского противотанкового ракетного комплекса «Скиф» выясняется, что немало в него вложились и белорусы. Систему наведения для «Скифа» поставляет белорусское КБ «Пеленг». И оно также после госпереворота в финансовом отношении совершило громадный скачок.
По целому ряду позиций вскоре после прихода хунты к власти в Киеве, в ОПК Минска наблюдается необъяснимый, на первый взгляд, всплеск. Так, например, по времени точно совпало — поставки на укропские швейные фабрики в массовых масштабах хлопчатобумажного и льняного материала, необходимого для пошива военной формы одежды, и рост экспорта из Белоруссии этих же тканей сразу в 3,1 раза.
Так же с 2015 года внезапно резко вырос экспорт Минском неизвестно куда, вроде бы, приборов ночного видения, прицелов, биноклей и монокуляров и прочей оптики. Эта ситуация сохраняется и поныне.
Владимир Тучков