Заметил интересную вещь. Многие из тех книг, которые произвели на меня неизгладимое впечатление в детстве, я с огромным удовольствием перечитываю и сейчас. Например, «Золотой ключик» воспринимается практически так же ярко, наслаждаешься изумительным языком, образами и ощущением веселой бесшабашности. Но есть и другая категория книг, гораздо более редких. Это книги пророческие. Когда возвращаешься к ним через много лет, то понимаешь, что наше развитие пошло именно в том направлении, как описывал автор.
Перед Николаем Носовым я преклоняюсь, как перед великим детским писателем. Мало кто так пронзительно, с юмором и добротой, и вместе с тем достаточно сюжетно описывал детские дела. Никакой агрессии, никаких мерзеньких подтекстов не было в его книгах – они были прямы и честны. И потрясающе интересны.
Но трилогия про Незнайку стоит особняком. Потому что по сравнению с ней все эти Ванги, Кейси – просто жалкие приготовишки. В трех книгах Мастер буквально расписал всю нашу советскую историю вплоть до её завершения, надеюсь, не окончательного.
У Носова есть волшебное свойство – в его книги погружаешься так, что абсолютно веришь в происходящее. Ну коротышки величиной с палец, ну живут, общаются, радуются — бывает. Становишься пленником странного и очаровательного мира. И уже готов вместе с коротышками извлекать сок из гигантских растений, лететь на другие планеты.
Кто не помнит, трилогия включает: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Не знаю, хотел ли вложить Носов в книги смыслы, которые стали ясны позднее. Существует мнение, что писатель, творя свои произведения, погружается в информационное поле Земли, откуда на него снисходят смыслы. И чем талантливее творец, тем больше ему удается в этой темной пучине, в которые даже не верят большинство людей, добыть жемчужины сигналов из будущего. И тогда появляются пророческие книги, где выражены наше всеобщие чаяния.
Первая часть – описанное общество можно сравнить с социализмом энтузиастов, не слишком развитом экономически. Коротышки живут в каких-то казарменных помещениях коммунами, строят, ухаживают за гигантскими растениями. И вместе с тем стремятся в высь – делают воздушные шары, как советские аэронавты тридцатых годов, пытаются освоить стихии. При этом сам мир на редкость сплочен и добр. Там есть и свои разгильдяи, как Незнайка, и конфликты с обидами – так герой может подраться с лучшим другом Гунькой. Но нет одного – темной звериной агрессии. Этот мир добр, светел, в нем все созданы друг для друга.
«Незнайка в Солнечном городе» — это вариант успешного высокотехнологичного позднего социализма, к которому мы успешно шли, но не пришли – благодарить за это надо застой и одного плешивого Иуду. К этим вершинам стремится Цветочный горд. Изобилие материальных благ, высокие искусства, образованнее люди. И вот тут Носов уловил тревожные сигналы из будущего. Незнайка, получив волшебную палочку, в зоопарке превращает ослов в людей. Но новые люди эти очень неоднозначные – хулиганистые, упрямые, наглые, презирающее все окружающее и склонные к антиобщественному поведению. И они начинают вести антиобщественный образ жизни, хулиганить, тормозов у них нет, совести тоже. И вдруг на глазах идиллия начинает разваливаться. Мерзкое поведение ослов, разрушающих общественные устои, неожиданно находит живой отклик у окружающих. Всем хочется чего-то такого, эдакого, нескучного. И общество рассыпается. Происходит классическое информационное заражение. Зловредные идеи очень быстро прорастают в обществе и ставят его на грань самоуничтожения, притом без видимых причин. В стройную упорядоченность бытия приходит хаос. И его движущая сила – ослы. Знакомо?
Все это написано с пугающей достоверностью. Вся наша перестройка с потрясением основ общественного сознания предстает перед нами. Как благополучное общество можно за несколько лет зловредными информационными вирусами (то есть деструктивными, но внешне привлекательными, примитивными идеями и лозунгами) свести до состояния полного скотства. Мы отлично помним, как ослы и зараженные ими обыватели собирались на митинги – долой КПСС, даешь Америку. Помним, как сносили памятники в Москве, а на Украине сносят до сих пор. И до сих пор пляшут ослы и сочувствующие, обманутые или просто бездельники, на митингах Навального, и пророчат грозную шатательницу режима Ксюшадь в консулы. Главное качество осла – тупая стадная упёртость и полное отсутствие желания в чем-то разобраться.
В книге все заканчивается хорошо – ослов снова преобразовали в их нормальное ослиное состояние и вернули в стойло. Общество успокоилось. Носов был оптимист. В восьмидесятые вернуть в стойло ослов не получилось. И ослиный переворот все-таки произошел. И последствия его хлебаем котелком с ручками до сих пор.
Третья книга – «Незнайка на Луне». Описано общество, где ослы победили. Развитый звериный лунный капитализм, куда попадают чистые и светлые путешественники с Земли…
В шестидесятые годы, когда писался роман, львиная доля советских книг относилась к так называемым памфлетам – то есть поливанию всякими субстанциями наших капиталистических соседей. Что интересно – ни одна не осталась в памяти из-за примитивизма и какой-то натянутости. Не воспринимали мы всерьез те кошмары, которые писали про капиталистов, возможно и справедливо. А вот Носов сотворил книгу потрясающей убедительности достоверности, в том числе психологической. Когда я читал её в те годы, я страшно переживал за героев – как же они оказались в таком кошмаре. Я видел, что в таком обществе нормально жить невозможно, если у тебя есть совесть, друзья, долг.
В девяностые годы все мы, социалистические Незнайки, уже в реальности оказались в этом самом ужасе. Наивные, добрые, не всегда понимающие, что происходит, как Незнайка, не знавший, что за обед надо платить, мы были неприкаянные в своей стране. Кто-то сгинул, кто-то озверел, кто-то отправился в бизнес, став преуспевающим Пончиком с соляными копями, а потом прогорел и был выброшен на обочину. Но мало кто принял все это мироустройство как справедливое, кроме злобных ослов, которые взяли нас за горло. Только вот ведь в чем дело — у Незнайки была за спиной Земля, он знал, что его прилетят спасать добрые друзья, которые никогда не кинут в беде. За нашей спиной тогда не было ничего, и будущее казалось кромешным.
Описание Луны у Носова просто огорашивает совершенно детальной достоверностью. Такое ощущение, что он писал с натуры. Там есть все. И современное антиискусство – чисто Павленский и группа Война. И назойливая реклама. И деградация здравоохранения. И моральная деградация, когда человек человеку волк. И полиция расписана так – мне кажется, это многие мои коллеги-неколлеги позировали Великому Писателю. А кино – «Легенда о семи удушенных и одном утопленном в мазуте». Все написанное в спокойные шестидесятые при нас сбылось с фантастической точностью.
А афера с гигантскими растениями – не знаю, вдохновлялся ли Мавроди этой книгой, но что все прошло по этому сценарию – это не оспоришь.
Некоторые образы в книге носят прямо таки архетипический характер. Образ Острова дураков, где коротышки весь день только отдыхают, очень уж напоминает отели «все включено». А то, что от дурацких фильмов и развлечений люди обрастают шерстью, превращаются в баранов и их стригут, зарабатывая на этом деньги – это вообще аллегория колоссальной глубины и мощи, в которой весь современный нам Западный, да уже и наш, мир..
«Незнайка на Луне» – это наши девяностые годы. Это деградирующая экономика, нищета. Это не знающая укороту алчность, губящая все и вся, как ядохимикаты. Это культура продаж, а не достижений. Это… Это мы все…
Ходит байка, что Ельцину, когда он принимал президентскую присягу, нужна была под обложку «Конституция РФ» толстая книга. Ясное дело, Конституции в Администрации Президента не нашлось – на нее тогда всем было плевать, и на верхушке власти она не являлась нужной в обиходе. Тогда всенародно избранному положили книгу «Незнайка на Луне». Скорее всего, это выдумка, но что факт – Ельцин воплотил все лунные кошмары в реальность, едва не оставив после себя лунный пейзаж, где нет ничего живого и правильного.
При всех кошмарах, которые описывает Носов, у него в каждой строчке звучит мягкая ирония и оптимизм. Он не считает никогда, что где-то есть глухие тупики. Его тупики всегда становятся проходными дворами и выводят на красивые площади с веселыми людьми и фонтанами. Мне кажется, такой выход он спрогнозировал и в этой книге. Проблемы лунатиков решаются высокими технологиями – появлением гигантских растений. Это рывок такой силы, что старый уклад распадается, отжившее общество трещит по швам. Скорее всего, нас ждет то же самое. Ведь Мастер просто так ничего не писал.
Герои Носова, тот же Незнайка, стали глубоко сроднившимися с нами народными фольклорными героями. Конечно же, Незнайка не вписался идеологически в наш новый капиталистический уклад, в монетаризм, либерализм, и прочие измы. Удивительно, что эту книгу не стали в девяностые жечь на площадях в назидание врагам демократии, возможно вместе с самим врагами. Тогда поступили проще – сняли мультик «Незнайка на Луне». Хорошо сделанный, прекрасно прорисованный и совершенно выхолощенный. Там нет ужаса перед несправедливостью, нет образа светлого земного мира. Там есть проблемы экологии. И еще девку дали Незнайке в сопровождавшие, чтоб как в Голливуде – без любови ну никуда. И книга в мультике сдулась, стала уютная такая, домашняя, ни к чему не обязывающая. Просто Незнайка, просто защищает экологию, ну там Теслы, ветрогенераторы и прочее толкает. Приятненько, толерантненько так по европейски. Правда, до геев тогда еще не доросли, а то страшно Гуньку представить.
Интересно, изучают ли Носова в школе? Акунина, записного русофоба, изучают. Еще парочку таких же космополитов – тоже изучают. А вот великую книгу о похождениях Незнайки не изучают. Не вписывается идеологически – слишком уж про неестественно хороших людей там все, и про справедливость какую-то. Подрывная книга. Хотя по мне, Носов – классик уровня Чехова и Достоевского, и достоин куда большего.
Россия предлагает ЮНЕСКО объявить 2018 годом Солженицына – злобствующего антисоветчика, вруна, сделавшего все, чтобы развалить нашу страну, и по большому счету профессионального принципиального предателя. Почему-то никто не предлагает сделать его годом светлого и радостного детского классика Николая Носова. Да и экономический форум неплохо бы переименовать. Ну чем заслужил такой чести Гайдар – полуграмотный экономдиверсант, ненавистник России, погубивший нашу промышленность и суверенитет, бросивший нас в кошмар девяностых. Поэтому и собираются на его заседания такие же вредители, неспособные выдать ни одной здравой идеи. А назовите форумом Незнайки – у него экономической мудрости куда как больше было.
И на закуску избранные гремучие цитаты из «Незнайки на Луне», бережно подорбранные авторами Инета. Кто скажет, что это не пророчества?
Мировоззрение: «- К чему же богачам столько денег? — удивился Незнайка. — Разве богач может несколько миллионов проесть?
— «Проесть»! — фыркнул Козлик. — Если бы они только ели! Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать свое тщеславие.
— Это какое тщеславие? — не понял Незнайка.
— Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить»
Акционерные общества: «Мы не хотим также сказать, что, приобретая акции, коротышки ничего не приобретают, так как, покупая акции, они получают надежду на улучшение своего благосостояния. А надежда, как известно, тоже чего-нибудь да стоит. Даром, как говорится, и болячка не сядет. За все надо платить денежки, а, заплатив, можно и помечтать».
«Джинса»: «- Уважаемые зрители! — сказал он. — Дамы и господа! С вами говорит доктор Шприц. Вы слышите глухие удары: тук! тук! тук! Это бьется сердце космонавта, прибывшего на нашу планету. Внимание, внимание! Говорит доктор Шприц. Мой адрес: Холерная улица, дом пятнадцать. Прием больных ежедневно с девяти утра до шести вечера. Помощь на дому. Вызовы по телефону. Прием в ночные часы оплачивается в двойном размере. Вы слышите удары космического сердца. Имеется зубоврачебный кабинет. Удаление, лечение и пломбирование зубов. Плата умеренная. Холерная, дом пятнадцать. Вы слышите удары сердца…».
Копирайт и владение брендом: «В приемной между тем появилась представительница одной из рекламных Фирм… Подбежав к Незнайке, она сунула ему в руки плакат, на котором было написано:
«Жалеть не будут коротышки
И не потратят деньги зря,
Коль будут все жевать коврижки
Конфетной фабрики «Заря»».
Отскочив шага на два-три назад, она навела на Незнайку фотографический аппарат и сделала снимок. Увидев это, Мига окончательно вышел из себя. Он подскочил к Незнайке, вырвал у него из рук плакат и со злостью швырнул его на пол, после чего подскочил к представительнице рекламной фирмы и дал ей пинка ногой».
Реклама: «Таковы уж нравы у лунных жителей! Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе». Монополизация экономики: « – Наилучший выход из создавшегося положения – это начать продавать соль еще дешевле. Владельцы мелких заводов вынуждены будут продавать соль по слишком низкой цене, их заводишки начнут работать в убыток, и им придется закрыть их. А вот тогда-то мы снова повысим цену на соль, и никто не станет мешать нам наживать капиталы».
Контроль за технологиями: «Вы представляете себе, что может случиться, когда на нашей планете появятся эти гигантские растения? Питательных продуктов станет очень много. Всё станет дёшево. Исчезнет нищета! Кто в таком случае захочет работать на нас с вами? Что станет с капиталистами? Вот вы, например, стали теперь богатыми. Вы можете удовлетворять все свои прихоти. Можете нанять себе шофёра, чтоб возил вас на машине, можете нанять слуг, чтоб исполняли все ваши приказания: убирали ваше помещение, ухаживали за вашей собачкой, выколачивали ковры, натягивали на вас гамаши, да мало ли что! А кто должен делать всё это? Всё это должны делать для вас бедняки, нуждающиеся в заработке. А какой бедняк пойдёт к вам в услужение, если он ни в чём не нуждается?.. Вам ведь придётся самим всё делать. Для чего же тогда вам всё ваше богатство?.. Если и настанет такое время, когда всем станет хорошо, то богачам обязательно станет плохо. Учтите это».
Черный пиар: « – А что. Общество гигантских растений может лопнуть? – насторожился Гризль (редактор газеты) и пошевелил своим носом, как бы к чему-то принюхиваясь.
– Должно лопнуть, – ответил Крабс, делая ударение на слове «должно».
– Должно?… Ах, должно! – заулыбался Гризль, и его верхние зубы снова впились в подбородок. – Ну, оно и лопнет, если должно, смею уверить вас! Ха-ха!…».
Состояние науки: «Незнайка спросил, почему лунные астрономы или лунологи до сих пор не построили летательного аппарата, способного достичь внешней оболочки Луны. Мемега сказал, что постройка такого аппарата обошлась бы слишком дорого, в то время как у лунных ученых нет денег. Деньги имеются лишь у богачей, но никакой богач не согласится затратить средства на дело, которое не сулит больших барышей.
— Лунных богачей не интересуют звезды, — сказал Альфа. — Богачи, словно свиньи, не любят задирать голову, чтоб посмотреть вверх. Их интересуют одни только деньги!».
Законность: « – А кто такие эти полицейские? – спросила Селедочка.– Бандиты! – с раздражением сказал Колосок. – Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских – защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно!».
«– Попробуй тут не послушайся, когда в их руках все: и земля, и фабрики, и деньги, и вдобавок оружие! – Колосок пригорюнился. – Теперь вот явлюсь домой, – сказал он, – а полицейские схватят меня и посадят в кутузку. И семена отберут. Это ясно! Богачи не допустят, чтоб кто-нибудь сажал гигантские растения. Не суждено, видно, нам избавиться от нищеты!»
«Полицейские технологии»: «- Что это, по-твоему? — спросил полицейский. — Ну-ка понюхай.
Незнайка осторожно понюхал кончик дубинки.
— Резиновая палка, должно быть, — пробормотал он.
— «Резиновая палка»! — передразнил полицейский. — Вот и видно, что ты осел! Это усовершенствованная резиновая дубинка с электрическим контактом. Сокращенно — УРДЭК. А ну-ка, стой смирно! — скомандовал он. Р-р-руки по швам! И никаких р-разговоров!»
Методы: …Знаете, кто вы?
— Кто? — с испугом спросил Незнайка.
— Знаменитый бандит и налетчик, по имени Красавчик, совершивший шестнадцать ограблений поездов, десять вооруженных налетов на банки, семь побегов из тюрем (последний раз бежал в прошлом году, подкупив стражу) и укравший в общей сложности ценностей на сумму двадцать миллионов фертингов! — с радостной улыбкой сообщил Мигль.
Незнайка в смущении замахал руками.
— Да что вы! Что вы! Это не я! — сказал он.
— Да нет, вы, господин Красавчик! Чего вы стесняетесь? С этакими деньжищами, как у вас, вам совершенно нечего стесняться. Думаю, что от двадцати миллионов у вас кое-что осталось. Кое-что вы, несомненно, припрятали. Да дайте вы мне из этих ваших миллионов хотя бы сто тысяч, и я отпущу вас. Ведь никто, кроме меня, не знает, что вы знаменитый грабитель Красавчик. А вместо вас я засажу в тюрьму какого-нибудь бродяжку, и все будет в порядке, честное слово! Ну дайте хоть пятьдесят тысяч… Ну, двадцать… Меньше не могу, честное слово! Дайте двадцать тысяч и убирайтесь себе на все четыре стороны»
Судебная система: «- Вы совсем тут с ума посходили! — закричал с раздражением Вригль. — Кто такой Красавчик, по-твоему? А?.. Красавчик — личность известная! Красавчика все знают. Красавчик — миллионер! Половина полиции подкуплена Красавчиком, а завтра он, если захочет, всех нас со всеми нашими потрохами купит… А это кто? — продолжают кричать Вригль, показывая на Незнайку пальцем. — Кто он такой, я спрашиваю! Кто его знает? Что он совершил?.. Пообедал бесплатно? Так за это его сюда? А ему только сюда и надо, дурачье вы этакое! Здесь ему и тепло, и светло, и блохи не кусают. Он только и мечтает, как бы скорей попасть в каталажку и начать объедать полицию! Это не настоящий преступник, а шантрапа с пустыми карманами. Что с него возьмешь, когда у него даже на обед денег нет?».
Легализованные общаки: « — Эй, кто там? Это полицейское управление? Соедините меня, пожалуйста, с комендантом.С вами говорит господин Жулио, член общества взаимной выручки. У вас имеется арестованный Миге? Да, да, господин Миге… Общество взаимной выручки ручается за него. Это абсолютно честная личность, уверяю вас! Такой честный, какого еще свет не производил… Можно внести залог?.. Благодарю вас. Сейчас прибуду с деньгами».
Кредитная история: «- Я тогда на завод поступил и зарабатывать стал прилично. Даже на черный день начал деньги откладывать, на тот случай, значит, если снова вдруг безработным стану. Только трудно, конечно, было удержаться, чтоб не истратить денежки. А тут все еще стали говорить, что мне надо купить автомобиль. Я и говорю: зачем мне автомобиль? Я могу и пешком ходить. А мне говорят: пешком стыдно ходить. Пешком только бедняки ходят. К тому же автомобиль можно купить в рассрочку. Сделаешь небольшой денежный взнос, получишь автомобиль, а потом будешь каждый месяц понемногу платить, пока все деньги не выплатишь. Ну, я так и сделал. Пусть, думаю, все воображают, что я тоже богач. Заплатил первый взнос, получил автомобиль. Сел, поехал, да тут же и свалился в ка-а-ах-ха-наву (от волнения Козлик даже заикаться стал). Авто-аха-мобиль поломал, понимаешь, ногу сломал и еще четыре ребра.
— Ну, а автомобиль ты починил потом? — спросил Незнайка.
— Что ты! Пока я болел, меня с работы прогнали. А тут пришла пора за автомобиль взнос платить. А денег-то у меня нет! Ну мне говорят: отдавай тогда авто-аха-ха-мобиль обратно. Я говорю: идите, берите в каа-ха-ханаве. Хотели меня судить за то, что автомобиль испортил, да увидели, что с меня все равно нечего взять, и отвязались. Так ни автомобиля у меня не стало, ни денег».
Медицина: «Доктор внимательно осмотрел больного и сказал, что его лучше всего поместить в больницу, так как болезнь очень запущена. Узнав, что за лечение в больнице придется уплатить двадцать фертингов, Незнайка страшно расстроился и сказал, что он получает всего лишь пять фертингов в неделю и ему понадобится целый месяц, чтоб собрать нужную сумму.
— Если протянуть еще месяц, то больному уже не нужна будет никакая медицинская помощь, — сказал доктор. — Чтобы спасти его, необходимо немедленное лечение».
«Постмодерн»: «- Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. — Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять – просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить»».
Массмедиа: «Здесь были и «Деловая смекалка», «Газета для толстеньких», и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков». Да, да! Не удивляйтесь: именно «для дураков». Некоторые читатели могут подумать, что неразумно было бы называть газету подобным образом, так как кто станет покупать газету с таким названием. Ведь никому не хочется, чтобы его считали глупцом. Однако жители на такие пустяки не обращали внимания. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Всё в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах…».
Массовая культура: « – …Первое время тебя там будут и кормить, и поить, и угощать чем захочешь, и ничего делать не надо будет. Знай себе ешь да пей, веселись да спи, да гуляй сколько влезет. От такого дурацкого времяпрепровождения коротышка на острове постепенно глупеет, дичает, потом начинает обрастать шерстью и в конце концов превращается в барана или в овцу».
Система в целом: «…у кого есть деньги, тот и на Дурацком острове неплохо устроится. За денежки богатей выстроит себе дом, в котором воздух хорошо очищается, заплатит врачу, а врач пропишет ему пилюли, от которых шерсть отрастает не так быстро. Кроме того, для богачей имеются так называемые салоны красоты. Если какой-нибудь богатей наглотается вредного воздуха, то скорей бежит в такой салон. Там за деньги ему начнут делать разные припарки и притирания, чтоб баранья морда смахивала на обыкновенное коротышечье лицо. Правда, эти припарки не всегда хорошо помогают. Посмотришь на такого богача издали — как будто нормальный коротышка, а приглядишься поближе — самый простой баран».