А. Яценюк. Декабрь 2013 года.
В ноябре 2010 года в Украине тысячи предпринимателей вышли на акции протеста.
Вот реалии того времени, взятые мной из интервью участников «Налогового Майдана»:
«Ко мне за две недели пришло около двадцати мыслимых и немыслимых проверок: пожарники, налоговая милиция, налоговая инспекция, стандартизация».
«Сначала было 20 проверок, потом пришла милиция и увезла люстры, которые я продаю».
Постоянный фискальный прессинг, попытки ужесточения контроля за ведением бизнеса – все эти прелести пугали отечественных предпринимателей. Заставляли выходить из дома и протестовать.
Налоговый Кодекс (а именно против него ополчились возмущенные люди) тогда, в 2010-м, удалось «частично ветировать».
В авангарде любого протеста, чего бы он ни касался, всегда была украинская оппозиция.
При этом сегодня правительство Яценюка готово переплюнуть предшественников, методы которых еще недавно клеймил тот же Арсений Петрович на каждом эфире и в каждом интервью.
Потому что за ничем не подтвержденным заявлением о том, что бюджет страны пуст, будут осуществляться попытки его наполнить. Наполнить казну можно двумя способами – заставив бизнес, что уходит от налогов, выйти из тени, либо усилив фискальное давление.
Первый вариант требует разработки новых законодательных актов, гибкости и, чего греха таить – ума.
По второму пути идут аматоры либо те, кто не рассчитывает остаться у власти надолго.
Весьма прискорбно, но новое правительство выбрало именно второй путь. Путь быстрого наполнения. Любым способом.
Быстрое наполнение
23 марта на заседании Кабмина Арсений Петрович Яценюк сделал следующее заявление:
«Если я буду читать в Интернете о том, что не закрыты все схемы, которые существовали при предыдущей власти, я буду принимать кадровые решения… Я даю две недели на полное тотальное исправление ситуации».
Во-первых, глава правительства продемонстрировал профессионализм, объяснив, какими источниками информации он пользуется.
Во-вторых, Яценюк в приказном порядке указал таможенникам и налоговикам на необходимость БЫСТРОГО наполнения бюджета в условиях «катастрофической ситуации».
Необходимый Яценюку результат может быть достигнут только «разрывом бизнеса» — тем, что отечественные проверяющие и контролирующие органы делать умеют.
Методы – взимание налогов авансом, тотальные таможенные проверки, отказ от возврата НДС, штрафы, штрафы, штрафы.
Помните цитату коммерсантов-участников Налогового майдана-2010?
«Ко мне за две недели пришло около двадцати мыслимых и немыслимых проверок: пожарники, налоговая милиция, налоговая инспекция, стандартизация».
В том, что налоговая бюджет наполнит — сомнений нет. Что произойдет с украинским бизнесом через месяц-два постоянного прессинга, также понять несложно.
Чтобы выжить, коммерсанты (а основной удар примет на себя средний и малый бизнес) будут приспосабливаться к новым экстремальным условиям. Для этого будут использоваться два метода – уход в тень или просто на нелегальное положение, а также «стимулирование» отдельных чиновников проверяющих структур.
Средний бизнес станет любым способом искать «людей наверху», дабы «мотивировать» и их. А значит, Яценюк не только не борется с коррупцией, он провоцирует ее развитие.
Без сомнения, будут и бунты, потому что на «революционный налоговый террор» отдельные предприниматели, которые не смогут приспособиться к новым условиям, ответят протестами.
Профессиональные способы наполнения
Правительство профессионалов наполняет бюджет всеми доступными способами. Один из них, катастрофический для имиджа руководства страны, но действенный в плане патриотического содержания, был предложен совсем недавно – помочь армии, отправив 5 гривен.
Это позорное начинание, смысл которого – нулевой, продолжается уже больше недели. Собрали 25 миллионов.
Стоимость БТР-4 «Ладья» — 1,1 млн долларов за единицу. То есть украинское государство теперь может усилить свою оборонную мощь на целых две боевые машины. Вернее, на одну, потому что операторы мобильной связи берут за подобного рода услуги обязательный процент – «старт» от 30%.
Дабы укрепить армию, правительство профессионалов решилось на выделение Минобороны семи миллиардов гривен.
При этом четкого механизма контроля за распределением средств не разработано. То есть одно из самых коррупционных министерств страны опять сможет «освоить» 90% выделенной за счет предпринимателей и бюджетников суммы.
Методы наполнения от «бывших»
Бывший глава Миндоходов Александр Клименко уже в 2014 году намеревался оставить из 22 существующих в стране налогов лишь 14.
Были у него и более революционные идеи, в частности, сократить количество налогов на девяти.
Что это дает? Первое – существенное упрощение ведения бизнеса. Второе – снижение коррупционной составляющей при ведении бизнеса.
Третье выплывает из первого и второго – предпринимателям будет выгодно вести дела «в чистую», а количество тех, кто от налогов уходит, будет сокращаться.
Данные новшества приведут, как это ни парадоксально при политике сокращения налогового бремени, к большей наполняемости госбюджета.
Что осуществлено из этих начинаний «бывших» теми, кто занял их место? Ничего.
Вердикт
На фоне непринятия реальных и действенных антикоррупционных законов, на фоне нерассмотрения архиважного законопроекта о госзакупках, внесенного в Раду еще в начале марта, на фоне заигрывания с олигархами, правительство хочет показать быстрый результат за счет тех, кто страдал всегда.
За счет малого и среднего бизнеса, за счет малоимущих и бюджетников. Грабеж сопровождается популизмом и пиаром «для тех, кто мало думает» в стиле полетов на самолетах бюджетных авиакомпаний, поездок в метро и прочей бутафории.
Вне всякого сомнения, очень скоро Украина увидит новые «майданы», на которые выйдут предприниматели. Каким образом власть будет эти пожары гасить – неизвестно. Запишет всех коммерсантов в «сепаратисты» и «провокаторы», бросит на усмирение «Правый Сектор» с «Национальной гвардией»? Посмотрим. Нарыв созрел и скоро рванет
…