36 бригада морской пехоты хунты была сформирована более чем через год после начала войны на Донбассе на базе остатков 36-й бригады береговой обороны, а также 1-го 501-го батальонов морской пехоты и не участвовала в ее наиболее активной фазе. Однако в период с лета 2015 по сегодняшний день соединение играют одну из главных ролей на так называемом Южном фронте ДНР, периодически проводя локальные операции на одном из ключевых в условиях этой войны, мариупольском, направлении. Кроме того, морские пехотинцы хунты появились в зоне карательной операции гораздо раньше даты официального формирования бригады. Но обо всем по порядку.
К весне 2014 года костяк войск хунты в Крыму составляли 36-я бригада береговой обороны, а также 1-й и 501-й отдельные батальоны морской пехоты. Пунктом постоянной дислокации 36-й бригады береговой обороны было Перевальное, 1-й и 501-й батальоны располагались в Феодосии и Керчи соответственно. Нельзя не отметить, что еще до событий 2014 власти Руины были серьезно обеспокоены пророссийскими настроениями крымчан, что вынуждало усиливать воинские части в Крыму контрактниками-западенцами, что, впрочем , не помогло командованию хунты в ходе Крымской весны.
Несмотря на годы укропской пропаганды население Крыма, а также военнослужащие дислоцированных там воинских частей, преимущественно местные жители, не поддались антироссийским настроениям. В ходе операции по возвращению полуострова в состав России укропоподразделения оказались не в состоянии защитить себя ни от «вежливых людей», ни от местного населения. Подавляющее число воинских частей были взяты под контроль без какого либо сопротивление. Исключением стал , пожалуй, только 1-й батальон морской пехоты, дислоцированный в Феодосии, казармы которого все же пришлось брать штурмом.
Впрочем, и тут обошлось без кровопролития. Военнослужащие хунты, которые предпочли служитьРуине, получили возможность выехать с полуострова. Однако подавляющее большинство вышеупомянутых предпочло остаться в Крыму и перейти на службу в ВС России. Так из 600 бойцов 1-го батальона морской пехоты всего 137 человек продолжили службу в войсках хунты. Из 308 бойцов 501-го батальона служить хунте отправились только 58 человек. Выведенная с полуострова 36-я бригада береговой обороны насчитывала всего около 200 военнослужащих. Таким образом, от береговых войск и морской пехоты Руины по сути остались рожки да ножки.
Недостаток боеспособных воинских частей заставил командование карателей сформировать на базе остатков 36-й бригады сводную роту, которая еще весной 2014 была переброшена на границу с Приднестровьем.
Параллельно происходил процесс передачи вооружения, оставленного в Крыму укропостороне. При этом была передана часть артиллерии и бронетехники 36-й бригады. По сугубо личному мнению автора, передача вооружения войскам киевской хунты, проводящим карательную операцию на Донбассе, является преступлением, заслуживающим отдельного расследования.
Укропская морская пехота не участвовала в летней кампании 2014 года, однако огромные потери, понесенные карателями в августе заставили перебросить морпехов в зону карательной операции. И к осени 2014 под Мариуполь была направленная сводная рота из примерно 200 бойцов, состоящая из бойцов 36-й бригады, а также морских пехотинцев. Это все, что могли выставить на тот момент некогда многочисленные береговые части Руины. 29 октября соединение понесло первые потери-погибли начальник штаба ЗРДНа 36-й бригады береговой обороны и еще один военнослужащий.
Вопреки распространенным слухам, укропские морпехи принимали весьма ограниченное участие в боях под Широкино в феврале-июле 2015. Основная роль в этих боях со стороны хунты отводилась добровольным карбатам, а также 79-й аэромогильной бригаде. Официальных данных о боевых потерях морских пехотинцев в этих боях зафиксировано не было, что также свидетельствует об их незначительной роли в операции.
Официальное формирование 36-й бригады морской пехоты состоялось лишь в июне 2015, когда Парашенко, с присущим ему пафосом , заявил о формировании соединения, оснащенного , по его словам, образцами новейшей бронетехники. Впрочем, как обычно, заявление шоколадника оказались обычным очковтирательством. Бригада действительно получила 36 американских автомобилей HMMWV М998, но ситуация с оснащением бронетехникой оставляла желать лучшего. Так первый батальон бригады бригады, явно не от хорошей жизни, был оснащен сразу двумя типами БМП. Первая рота получила БМП-1, вторая БМП-2. Ввиду нехватки бронетехники широкое распространение получили МТ-ЛБ. Кроме того бригада получила танковый батальон, оснащенный танками Т-64. Командиром бригады был назначен подполковник Дмитрий Делятицкий.
Бригада имеет следующую структуру:
— управление (в т.ч. штаб),
— танковый батальон,
— батальон морской пехоты,
— 1 отдельный батальон морской пехоты,
— 501 отдельный батальон морской пехоты,
— 701 отдельный батальон морской пехоты,
— бригадная артиллерийская группа,
— зенитный ракетно-артиллерийский дивизион,
— ремонтно-восстановительный батальон,
— инженерная группа,
— группа материального обеспечения,
— разведывательная рота,
— рота снайперов,
— рота радиоэлектронной борьбы,
— рота радиационной, химической, биологической защиты,
— полевой узел связи,
— медицинская рота.
С июля 2015 бригада принимала участие в боевых действиях на южном фронте ДНР. Любопытно, что главным противником морпехов хунты стал 9-й полк морской пехоты ДНР. Бои на этом направлении носят затяжной позиционный характер. Эпицентром боевых действий стал район между населенными пунктами Коминтерново, находящегося под контролем ДНР и Водяное, ставшего опорным пунктом карателей.
В период с 12 по 14 ноября 2016 года произошла резкая активизация боевых действий на южном направлении. В ответ на атаку хунты подразделение 9-го полка морской пехоты ДНР перешли в контрнаступление и сумели существенно потеснить противника, занять господствующие высоты и фактически вытеснили укропских морпехов из Водяного, дойдя до его окраин. Село не было занято с целью не подвергать его артобстрелам со стороны хунты.
Любопытно, что официальные укропские СМИ признали факт захвата своих позиций, однако в официальных источниках не содержится информации о потерях на этом направлении. Документально зафиксирован факт уничтожения МТ-ЛБ 36 бригады в ходе этих боев В данный момент в Водяное вновь втянуты украинские подразделения.
Точных данных о потерях 36-й бригады морской пехоты хунты не имеется в открытых источниках. Так, поименные списки содержат сведения о гибели 33 бойцов бригады в ходе позиционных боев с лета 2015 по сей день. Однако позиционный характер боев и жесткая цензура, которой подвергаются сведения о потерях, позволяют хунте серьезно приуменьшать данные о своих потерях. Как правило в СМИ попадает информация о потерях, которые просто невозможно скрыть, так как тела погибших карателей оказываются на позициях защитников Донбасса.
Так, например, 8 января 2017 в районе поселка Октябрь на минном поле погибли трое разведчиков 36-й бригады, тела которых впоследствии были переданы укропской стороне. 20 марта 2017 года в ходе продолжительного боя в районе села Водяное, в ходе которого обе стороны применили артиллерию и бронетехнику, по данным волонтеров погибли не менее 5 укропских морпехов.
Однако в официальные сводки попали фамилии только 2 военнослужащих, тела которых были брошены на поле боя и в последствии переданы представителями ДНР укропской стороне. В условиях позиционной войны потери бригады вероятно как минимум сопоставимы с потерями 9-го полка морской пехоты ДНР, который за 2 года боев на Южном направлении лишился около 50 бойцов.
Общее количество погибших морских пехотинцев хунты с начала конфликта составляет по официальным данным 39 человек убитыми. Вероятно эти данные несколько занижены, однако стоит учитывать, что морская пехота хунты не участвовала ни в наиболее кровопролитной кампании 2014, ни в зимних боях 2015 и поэтому понесла весьма ограниченные потери. В данный момент 36 бригада морской пехоты карателей является одним из наиболее боеспособных соединений хунты и составляет костяк ее вооруженных сил на Мариупольском направлении.
Плюс можно добавить известную фотографию с захваченным флагом украинской морской пехоты, который в ходе боя взяли бойцы 1-й Славянской бригады (батальон «Викинг»).