После окончания холодной войны США старались распространить свое влияние на территории, входившие в состав СССР. Однако успешными их действия были далеко не всегда. Причем иногда яркие успехи оборачивались со временем не менее впечатляющими провалами. Эксперты убеждены: многие американские победы оказывались «пирровыми» из-за того, что Вашингтон отказывался учитывать интересы Москвы.
Спецпроект «Ошибки резидента». Часть 1
Едва ли не главной целью политики США на постсоветском пространстве в «девяностых» и «нулевых» было создание и поддержка режимов, лояльных Западу, а не России. Неудивительно, что, например, победа «оранжевой революции» на Украине Вашингтоном была воспринята как важное внешнеполитическое достижение. Точно так же, как и приход к власти в Грузии американского протеже Михаила Саакашвили. Однако время показало, что ликование по поводу этих успехов было преждевременным.
Вскоре стало ясно, что власть оранжевой коалиции крайне неэффективна. В итоге следующие выборы выиграл позиционировавший себя как пророссийский политик Виктор Янукович. Что же касается Саакашвили, то его усилиями в стране была построена лишь «фасадная демократия», а из-за развязанной им войны Грузия окончательно потеряла Абхазию и Южную Осетию. Между тем все могло бы сложиться совершенно иначе, если бы США с самого начала по-иному отнеслись к России и ее интересам на постсоветском пространстве.
Комментирует гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев:
«Я абсолютно убежден, что в 1990-е американцы имели уникальный исторический шанс сделать Россию своим верным союзником на многие и многие годы. Но они этот шанс упустили. Почему? Потому что стали поступать, как мелкие лавочники: хватать все, что плохо лежит, а России отказывать в наличии у нее каких-либо национальных интересов, пытаясь все дальше и дальше теснить ее с постсоветского пространства, оказывая давление на ситуацию внутри страны и так далее. Они проводили политику «разделяй и властвуй», чем добились того, что невероятный кредит доверия Западу, который был в России в начале 90-х, почти полностью испарился».
Москва никогда не скрывала, что рассматривает пространство бывшего СССР как зону своих привилегированных интересов. Вторжение на эту территорию Россия воспринимает, как пересечение «красной линии» и, соответственно, старается противодействовать.
Неудивительно, что в таких условиях политика США на постсоветском пространстве нередко оказывалась провальной, полагает заведующий сектором внешней и внутренней политики США Института мировой экономики и международных отношений Федор Войтоловский:
«Попытки вообще отказаться от учета российских интересов, от согласования каких-то действий и позиций с Россией, называя вещи своими именами, от разграничения полномочий и сфер влияния, отказ от выработки компромиссной политики на постсоветском пространстве будет неизбежно приводить к таким результатам. Потому что пока Вашингтон не научится договариваться с Москвой и искать компромиссы, искать баланс интересов по ситуации в каждой отдельной стране постсоветского пространства, до тех пор любая попытка сыграть по модели «победитель получает все», будет приводить к провалу политики в целом, она будет приводить к кризисам и конфронтации».
Во многом такое положение вещей обусловлено взглядами части экспертного сообщества, влияющего на формирование американской политики. Значительная часть этих людей мыслит, используя клише времен холодной войны. Однако в отличие от прагматиков того периода, они очень сильно заряжены идеологически, что мешает им правильно выстраивать приоритеты.
Комментирует Федор Войтоловский:
«Неготовность к тому, чтобы попытаться понять, что Россия может быть конструктивным партнером, в том числе и в обеспечении безопасности постсоветского пространства, приводила иногда к очень неосторожным и контрпродуктивным шагам. Так, часть экспертного сообщества, связанная с неоконсерваторами, которая в период президентства Джорджа Буша-младшего активно продвигала вступление Украины и Грузии в НАТО, нанесла очень серьезный ущерб американо-российскому сотрудничеству на других направлениях, например в деле борьбы с международным терроризмом».
Резюмируя, можно сказать, что упущенная в 90-х возможность наладить хорошие отношения с Россией стала главным провалом США на постсоветском пространстве. Все последующие неудачи американцев в этом регионе были во многом обусловлены именно этим обстоятельством.