Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен сделал ряд очень серьёзных заявлений. Правда, иные абзацы из его речей представляются просто забавными. Впрочем, другие звучат вполне прагматично.
Командир Североатлантического альянса одновременно и предупреждает, и пугает Москву, а также объясняет кандидатам в члены НАТО, что их время пришло. Спустя несколько месяцев пройдут переговоры «оптом» — с Грузией, Черногорией, Македонией, Боснией и Герцеговиной. Спешка вызвана сближением Крыма с Россией.
Ровно неделю назад в Брюсселе Расмуссен осудил действия Владимира Путина, направленные на включение Крыма в состав Российской Федерации. «Я осуждаю объявление президентом Путиным включение Крыма в состав Российской Федерации», — заявил генсек. От имени НАТО им было сделано заявление о том, что альянс не признает Крым частью России. Почему же не признает? А потому, что, по словам Расмуссена, Россия пренебрегла призывами сделать «шаг назад в соответствии с нормами международного права и продолжает спускаться вниз по опасному пути». Имеются в виду, конечно, соответствующие призывы к России Запада, в первую очередь Соединённых Штатов.
Генсек заявил: «Россия продолжает нарушать суверенитет Украины и ее территориальную целостность, продолжает вопиюще нарушать свои международные обязательства. Не может быть никакого оправдания для продолжения курса действий, который может только углубить международную изоляцию России. Присоединение Крыма является незаконным и нелегитимным, и союзники по НАТО его не признают».
Чёрт с нею, с «незаконностью», которая на Западе означает обыкновенную «невыгодность». Что Западу в политическом и экономическом смысле невыгодно, то Запад тотчас объявляет незаконным. Это аксиома. Двойные стандарты США и ЕС применяют очень широко, это ни для кого не тайна. И блок НАТО, когда-то созданный для противодействия «агрессивному» СССР, прямо-таки обязан встрепенуться после чуть ли не оккупации хитрыми москвичами исконно украинского Крыма. Так что понятно: «Присоединение Крыма является незаконным…» Но нелегитимным-то почему? Почти 100 процентов голосовавших в Крыму высказались «за». Что, голосовали под автоматами? Нет ведь. Разве народ там сошёл с ума и не доверяет собственному волеизъявлению? Тоже нет. Может, Расмуссену лень заглянуть в толковый словарь и посмотреть значение слова «легитимный»? Это вовсе не синоним прилагательного «законный»!
Впрочем, слово Расмуссен, конечно, понимает правильно. Не зря же он употребил два термина рядом. Он имеет в виду всю Украину. Для всей Украины (точнее, для «официального» Киева и для новой Рады) крымский референдум — «нелегитимен».
Но вот закавыка: об этом генсек НАТО судить не может. Чтобы делать такие заявления, надо иметь итоги как минимум всеукраинского референдума по вопросу, скажем, присоединения Крыма или других территорий и областей к России. Наивно полагать, что все украинцы сегодня выскажутся против Москвы. Расмуссен и это прекрасно понимает. Потому-то и «задвигает» речи, выдавая тем самым свой страх.
Ну, а воля населения Крыма для Расмуссена, понятно, значения не имеет. Людей вроде натовского генсека вряд ли волнует судьбы, скажем, косовских сербов. Или вообще судьбы югославов после расщепления некогда большой страны. Жизнь людей в послевоенной Ливии тоже вряд ли его печалит. Соединённые Штаты точно так же не волнуются о детях-уродах, рождающихся в Ираке после того, как американские войска применяли там обеднённый уран. Запад везде после себя оставляет разруху, болезни, голод, развал и распад. Хаос и есть его цель. Миром должен править он, Запад. Все те, кто поднимает головы, кто укрепляется и растёт, должны быть наказаны и ослаблены. Исключений из этого правила нет. Украина, на которую Запад имел (и имеет) свои виды (антироссийские, надо уточнить, связанные с сырьевой политикой), оттого и считается тем «независимым» государством, которое должно целиком и полностью служить Западу. Причём служить так, чтобы ослаблять Россию. Служить против России, короче говоря. Стало быть, законных и легитимных референдумов на частях украинской территории для Запада не бывает по умолчанию.
В следующем своём публичном заявлении генеральный секретарь НАТО сообщил, что Россия ведёт себя вовсе не как партнёр Североатлантического альянса: «Россия ведёт себя так, будто она не партнёр, а противник НАТО». Для смягчения столь резких слов генсек отметил, что альянс выступает за диалог с Россией в решении спорных вопросов, к примеру, по статусу Крыма.
Тоже интересное заявление. Для России вопрос Крыма — не спорный, так что генсек тут риторически передёргивает. А уж про «не партнёр, а противник НАТО» и говорить не стоит. Партнёрство с НАТО, как показала история, — не более чем забава для Запада. Геополитическая потеха, которую быстро остановили, когда поняли, что Россия вроде бы выросла из детских игрушек.
Наконец, Андерс Фог Расмуссен объявил в Брюсселе, что украинские события могут ускорить сближение с НАТО государств-кандидатов. «Я вижу это в стратегической перспективе», — заметил он. Когда же?.. Оказывается, эта перспектива, говоря словами одного русского публициста, «близъ есть при дверех».
Уже на предстоящем в Уэльсе саммите НАТО всё станет ясно. Генсек сказал: «Нам нужно продвинуться и отразить прогресс, который был сделан, по крайней мере, в некоторых странах-кандидатах». В конце июня министры иностранных дел стран НАТО рассмотрят вопросы о соответствии Грузии, Боснии и Герцеговины, Черногории и Македонии условиям принятия в члены альянса. Расмуссен даже не упоминал об известном «территориальном споре» Грузии с Россией, из-за которого НАТО ну никак не может принять этот солнечный край виноделов в свои сплочённые ряды, нерешённых территориальных проблем не приемлющие. Из-за Крыма всё как-то быстро переменилось. История буквально пишется каждый день на глазах у всего мира. Кстати, это отметил и генсек НАТО.
По его словам, которые он сказал уже не в Брюсселе, а в Институте Брукингса (США), события на Украине и воссоединение Крыма с Россией изменили мир. О каких таких изменениях речь? Оказывается, отныне отношения между Россией и Североатлантическим альянсом уже не смогут быть «бизнесом, как обычно». Но нет худа без добра: крымский кризис сплотил великих: США и Европу. Читаем между строк: у Запада вновь появился общий враг, как во времена холодной войны. Враг этот — те же русские. Те же самые русские, которых западные комментаторы упорно продолжают именовать «коммунистами».
Москва, как считает Расмуссен, занимается «ревизионизмом» и применяет политику силы, игнорируя правовые международные механизмы, вырабатывавшиеся десятилетиями. С печалью в голосе генсек сказал: «Мы думали, что такое поведение ушло в историю. Оказывается, ещё нет».
Европа и США — то есть те, кто, по-видимому, отстаивает в мире добро и справедливость посредством натовских институций, проповедующих мирные бомбёжки и буферные зоны (ну да, «добро с кулаками»), — теперь должны сплотиться. Консолидацию Запада (очевидно, перед лицом агрессора) натовский генсек считает единственным способом обеспечить безопасность.
Таким образом, А. Ф. Расмуссен сделал потрясающие историческое открытие. Оказывается, НАТО прозевало некоторый факт, а именно то, что однополярный мир перестал существовать. Западные политологи и аналитики давно уж об этом строчат одну статью за другой, но, видимо, Расмуссен газет не читает и на новости в Интернете времени не имеет. Довольно силён Китай, растёт Индия, а Россия требует заслуженного признания в качестве активного и влиятельного внешнеполитического игрока. Ходят слухи о том, что к 2020-му году вовсе не США будут доминировать на планете.
Экономический кризис, постоянная критика президента Обамы собственным народом, недоверие населения к властям в Британии, Франции, Испании, Италии и других так называемых «развитых» странах, частые вето в Совбезе ООН, налагаемые товарищем Чуркиным, недавняя слюнявая истерика Саманты Пауэр, сирийский вопрос с химоружием, крымский референдум и откровенная фашизация Киева, которую не одобряет Москва и за которой видны грязные руки Вашингтона и Брюсселя, а также телефонный «фак» Виктории Нуланд в адрес ЕС, — всё это говорит не только об усилении влияния России в геополитике, но и о том, что консолидация Запада представляет собой (по крайней мере, отчасти) большой и хрупкий миф. На эту самую консолидацию у Запада просто нет денег: ведь бюджет НАТО трещит по швам…