Ради получения прибыли и сверхприбыли капитализм идёт на всё. Американская фирма Amazon (крупнейшая в мире компания, продающая товары и услуги через интернет) отличается, по заявлению её рядовых сотрудников, своими жёсткими, фашистскими условиями работы.
Компания использует хронометраж — систему временных и пространственных метрик, направленную на то, чтобы максимально повысить интенсивность труда наёмных работников. Между сотрудниками хозяева устраивают капиталистические «соревнования» по теме: кто сделает больше работы за меньшее время.
«Призом» в этих соревнованиях обычно служит сохранение за победителем рабочего места — до следующих «соревнований». В компании постоянно проводится так называемый «негативный отбор», что заставляет сотрудников буквально сражаться друг с другом за выживание на работе. В страхе перед увольнением и безработицей люди буквально лезут вон из кожи, надрываются, выходят за пределы естественных возможностей организма, выгорают на работе.
Капиталисты — собственники Amazon не оригинальны в своей изобретательности. По существу на фирме организована «научная система выжимания пота» — тейлоризм.
В чём его суть?
Администрация фирмы в результате «соревнований» отбирает наиболее здоровых и выносливых работников, которых какое-то время заставляют работать с предельным напряжением. Выполнение каждой отдельной операции фиксируется в секундах и долях секунды — проводится тот самый хронометраж, о котором упоминалось выше. На основе данных хронометража устанавливаются производственный режим и нормы времени, отведённые на выполнение каждой операции.
Эти нормы хозяева распространяют на всех работников фирмы, то есть, заставляют всех равняться по той наивысшей производительности труда, которую показали лучшие работники. Никого не волнует то обстоятельство, что основная масса трудящихся обладает средними способностями и может показывать лишь среднюю интенсивность труда, поскольку у людей объективно существуют различия в возможностях и способностях.
За перевыполнение установленной нормы работники фирмы иногда получают небольшую прибавку к зарплате. Но фактически их заработная плата резко уменьшается: за счёт увеличения интенсивности труда человек в день выполняет ту работу, которую раньше он выполнял за 2-3 дня. Затраты труда увеличились в 2-3 раза, а зарплата выросла лишь на несколько процентов. Если же работник не выполняет нормы, его безжалостно штрафуют.
Так хозяева Amazon не только получают избыточную прибавочную стоимость за счёт сокращения рабочего времени, необходимого для воспроизводства рабочей силы наёмного работника, но и раскалывают трудовой коллектив, создают внутри него конкуренцию.
По результатам «естественного отбора» фирма безжалостно выбрасывает на улицу всех тех, кто не выдерживает заданного темпа работы. Но на место уволенных новых людей фирма не набирает, а распределяет «бесхозную» нагрузку на тех оставшихся сотрудников, кто уже перегружен сверх всякой меры. При этом по факту дополнительной нагрузки зарплата «счастливчиков» не увеличивается совсем или увеличивается на смехотворную величину, которая не покрывает и части возросших физиологических затрат организма.
Стоимость такой рабочей силы ещё сильнее катится вниз, поскольку реальная зарплата неуклонно приближается к черте физиологического минимума, её не хватает для полноценного воспроизводства нервной и мускульной энергии организма. Рабочая сила в таких условиях хилеет, разрушается. Наёмный работник держится на работе из последних сил, затрачивая для производства капиталистической прибыли уже не те ресурсы организма, которые восстанавливаются ежедневным отдыхом и пищей, а свой «неприкосновенный запас», для восстановления которого требуется длительное лечение, курорт, продолжительный отдых и усиленное питание.
Только где же при капитализме рабочий всё это возьмёт?
Как писал Ленин, «…те же 9 – 10 часов работы выжимают …втрое больше труда, выматывают безжалостно все силы, высасывают с утроенной скоростью каждую каплю нервной и мускульной энергии наемного раба. Умрет раньше? – Много других за воротами!..»
Такая же эксплуатация и жёсткие условия труда созданы для рабочих и в филиалах компании Amazon за рубежом. Иначе и быть не может.
Вот Германия: рабочие филиала Amazon снова бастуют, и уже не в первый раз остановлена работа фирмы в городах Rheinberg (Райнберг), Werne (Верне), Graben (Грабен), Bad Hersfeld (Бад Херсфельд), Koblenz (Кобленц). Как считают сами рабочие-забастовщики, забастовка окажет достаточно сильный эффект. Трудящиеся требуют от корпорации заключения коллективного договора (Tarifvertrag), который хотя бы формально отражал экономические интересы наёмных работников.
Также рабочие требуют от Amazon отказаться от антипрофсоюзной деятельности. Фирма боится малейших проявлений организованности трудящихся и потому включает в условия найма запрет на вступление в профсоюз и, само собой, табу на организацию такого союза внутри фирмы.
В силу жёсткой эксплуатации рабочих уровень болезней трудящихся в европейских филиалах Amazon особенно высок. Чего же ещё ждать от капиталистической системы выживания прибавочной стоимости из рабочих, тем более, если эти рабочие даже не американцы, а какие-то там далёкие и малоценные немцы?
Сегодня так происходит всюду, во всём мире наблюдается хищническое, бесхозяйственное использование капиталистами рабочей силы.
Неотъемлемой частью забастовки является борьба за повышение минимального заработка, «гарантированного при любом положении дел у фирмы,» и рост самой заработной платы. Фоном этого требования является решение Правительства Германии утвердить с 1 января 2017 года повышение минимальной заработной платы с 8.50 евро за один рабочий час до 8.84 евро. Это смешно, но это всё же маленький шаг вперёд в борьбе рабочих с капиталистами и их государством.
«Без давления на работодателя он не пошевелится, а мы будем продолжать настаивать и отвоёвывать свои права при принятии коллективного договора», — сообщает профсоюзный сайт: verdi.de.
Сергей