За счет бюджета РФ заповедные предгорья полуострова могут превратить в пустыню.
Чиновники буквально зубами вцепились в проект переброски вод реки Коккозка в Севастополь. Якобы, только такой мега-проект способен обеспечить водой «город русской славы».
Эта река берет начало в заказнике Большой каньон и наполняет жизнью всю Бельбекскую долину. Единственный источник пресной воды в долине, Коккозка дает возможность вести садоводство и виноградарство в уникальном предгорном регионе. Она питает подземные источники и дает жизнь множеству исчезающих видов животных и растений Ай-Петринского массива.
Однако «большие люди» говорят о нехватке пресной воды для Севастополя и готовят переброску воды из Коккозки в Черноречье — единственное севастопольское водохранилище, возведенное еще в 50-х годах. Чтобы перебросить реку, собрались строить еще одно водохранилище у села Соколиное, в устье Большого каньона, где проходит шоссе на Ай-Петри. Вода сюда должна поступать по специальному многокилометровому тоннелю. Русло Коккозки при этом будет уничтожено. Живописная и плодородная Бельбекская долина иссохнет.
Когда замолчат «Серебряные струи»
Что значит уничтожение Большого каньона для Крыма? Примерно с тем же успехом можно вырубить Александровский сад у московского Кремля. Символ полуострова, зеленые пропасти неимоверной красоты, захватывающие души путешественников. Переплетение диких лоз и плещущая в ручьях форель.
Высота ложа каньона около 500—600 метров. О нем рассказывал самый первый путеводитель Крымского общества естествоиспытателей, изданный перед Первой мировой Войной. С конца XIX века история Коккоз тесно связана с именем князя Феликса Юсупова. В 30-х годах экскурсия в каньон уже была включена в план Бахчисарайской туристической базы. Описание ущелья появились в советских путеводителях.
Сразу после Великой Отечественной Большой каньон Крыма был объявлен памятником природы. Статус ландшафтного заказника республиканского значения сохраняется до сих пор. Бесконечные группы туристов идут к Голубому озеру и водопаду «Серебряные струи», к знаменитому источнику Пания и заполненной родниковыми водами «Ванне молодости».
Скоро все это может превратиться в безжизненные камни. И безводье пойдет дальше, заставив умереть русло самого Бельбека, в который впадает обреченная Коккозка. Миллионы лет река, вынося песок и гальку, формировала морской берег в районе Любимовки и Северной стороны Севастополя. Чем больше стоков, тем шире полоса песка на пляжах западного Крыма. А теперь все наоборот.
Вырубить яблони, заколотить дома
Речь не только о том, что вести хозяйство в Байдарской долине станет невозможно. Гарантирован социальный взрыв. Здешнее население — славяне и татары, больше 30.000 человек. У людей фактически отбирают их жизнь. Они готовы на самый радикальный протест.
Еще летом первый народный сход состоялся у моста в селе Аромат. Приняли обращение в адрес тогдашнего губернатора Севастополя Сергея Меняйло. Селяне просили адмирала не допустить реализации катастрофического проекта. Им ответил вице-губернатор Алексей Еремеев. Мол, жители долины должны «поступиться своими интересами ради интересов гораздо большего количества людей, живущих в городе». Проще говоря, продать на дрова яблони и виноградники, сжечь пасеки, заколотить дома и уйти прочь.
Проект переброски воды из реки Коккозки в Чернореченское водохранилище предусмотрен Федеральной целевой программой социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя до 2020 года. Идея включена в программу с подачи правительства Сергея Меняйло. Крымские СМИ пишут, что сам проект родом еще из 90-х, но уже тогда его признавали утопическим. И вот он восстал из забытья.
Губернатор-адмирал уже на новой работе в Сибири, однако, увы, дело его живет. Слишком лакомый кусок достался местным властям — на проект выделили 1 млрд. 750 млн. рублей. Это для начала. А там — как пойдет…