Генеральная прокуратура ДНР в годовщину крушения «Боинга-777» «Малайзийских авиалиний» предала огласке документы по расследованию причин катастрофы. Речь идет о фотоматериалах, заключениях судебно-медицинской экспертизы, протоколах осмотра места происшествия.
Существенной частью общего объема документов стали протоколы с показаниями очевидцев. В частности в одном из материалов житель шахтерского района сообщил о звуках, похожих на выстрелы, незадолго до катастрофы.
«17 июля 2014 года около 16.20 я услышал в небе гул двух самолетов, после этого я услышал в небе два глухих выстрела, первый из которых был слабее, а второй был более сильным и его было слышно отчетливей. После этого над поселком Рассыпное я увидел падающий самолет, который был серого цвета с полосками темного цвета, у которого отсутствовало крыло, и с правой стороны самолета шел дым, и оттуда падали части фюзеляжа», — отмечено в одном из протоколов опроса свидетелей.
Другой очевидец вспоминает, что слышал гул реактивного двигателя в небе сразу после падения пассажирского лайнера. «17 июля 2014 года около 16.30 с землеустроителем Д. находилась на перекрестке улицы Ленина и улицы Октябрьская в селе Рассыпное, когда услышала гул самолетов. Я взглянула в небо, ничего не увидела, поскольку со стороны, откуда шел гул, слепило солнце. Чтобы обезопаситься (в регионе шли боевые действия, при этом ВСУ активно задействовали фронтовую авиацию), я предложила Д. пробежать в сельсовет, расположенный в 50 метрах от места, где слышался гул.
Пока мы бежали, я услышала в небе три хлопка, сначала один, а затем два подряд. Последние два хлопка были более громкие и жесткие, чем первый. В это время мы как раз забежали в здание, и по звуку я определила, что гул с неба изменился, стал как бы рычать. Я с Д. тогда выглянула на улицу и увидела в небе падающий самолет, от которого отрывались детали. От него шел густой черный дым. После того как самолет упал, я услышала в небе звук реактивных двигателей, по которому я определила, что в небе находится еще один самолет, который вскоре улетел. Звук шел оттуда, откуда светило солнце, поэтому самого самолета я не видела», — заявила свидетель.
Обзор всего комплекса материалов показывает, что очевидцами трагедии стали многие жители, но фактические показания большинства схожи: все заявляют о присутствии еще одного самолета в воздухе.
«17 июля 2014 года в послеобеденное время я зашла в магазин, расположенный в селе Рассыпное. В магазине я услышала с улицы два сильных хлопка с периодом между ними 1-2 секунды. Сразу же с продавцом магазина У. мы выбежали на улицу. В небе я слышала гул и видела, как что-то падало с неба по направлению поселок Рассыпное и поселок Грабово. При этом, что это был падающий самолет, я не поняла, но по мере приближения от него отрывались детали. Когда самолет ушел из поля зрения за посадку, послышался взрыв, и я увидела сильный огненно-черный дым. Хочу сказать, что когда я наблюдала падающий самолет, то отчетливо слышала удаляющийся в противоположном от него направлении гул», — указано в протоколе.
Один из очевидцев подметил и направление, куда удалялся второй «летающий объект»: «17 июня 2014 года в период примерно 16 часов, когда я находился в доме по месту своего жительства, то услышал доносящийся с улицы гул работы реактивных двигателей самолета, который нарастал. Тут же я услышал два громких хлопка, похожих на взрывы. Сразу после этого я вышел во двор и увидел падающий самолет, который вращался вокруг своей оси и разваливался в небе.
При этом, как мне показалось, у самолета отсутствовало хвостовое оперение, хотя и не уверен. Также мне показалось, что у него отсутствовала носовая часть – кабина пилота, а сам самолет был охвачен огнем и оставлял за собой черный дымный след. Самолет падал со стороны поселка Орловка в сторону поселка Грабово. После падения самолета на землю я обратил внимание, что в небе стоит гул реактивных двигателей самолета, который удалялся в сторону города Дебальцево», — зафиксированы показания в материалах дела.
Один из свидетелей в своих показаниях напрямую говорит о присутствии реактивного самолета серого цвета: «…В этот момент я услышал два хлопка, похожих на взрывы, в небе. После последовал еще один громкий взрыв. Посмотрев вверх, я увидел падающий самолет большого размера, у которого отсутствовало крыло, после чего самолет упал в стороне села Грабово, откуда начал идти густой черный дым. От взрывов в небе до падения самолета прошло около 15-20 секунд.
Хочу уточнить, что после взрыва в небе и после того, как самолет начал падение, стоял сильный гул. Там же я заметил, что за падающим самолетом летит на большой высоте самолет серого цвета, похожий на военный истребитель. Вскоре данный самолет скрылся в облаках и гул рассеялся».
В Генпрокуратуре заявили, что в любое время готовы принять участие в расследовании и предоставить международным экспертам корпус собранных документов. «В нашем распоряжении имеются показания очевидцев, где подтверждается версия об истребителе. Мы представляем эти документы сегодня, и готовы в дальнейшем предоставить их всем, заинтересованным в установлении истины», — отметили в ведомстве.
В Генпрокуратуре подчеркнули, что «расследование должно быть направлено на установление истины, а не удовлетворение чьих-то политических интересов и амбиций».
В министерстве чрезвычайных ситуаций ДНР выразили полную поддержку следователям. В течение последнего года специалисты спасательного ведомства принимали активное участие в работе на месте катастрофы авиалайнера, помогая международным экспертам и представителям ОБСЕ в сборе останков жертв трагедии и свидетельств катастрофы.
По данным МЧС, за весь период работы голландских экспертов в ДНР, общая площадь обследованной территории составила 312 кв. км. В поиске и сборе обломков приняли участие 225 спасателей. Сотрудники спасательного ведомства также осуществляли сбор и погрузку 127 тонн металлических обломков авиалайнера. Кроме того, МЧС оказывали содействие в сборе личных вещей, а также тел и фрагментов погибших в авиакатастрофе.
Согласно данным генпрокуратуры ДНР, все собранные обломки, фрагменты и личные вещи были оформлены в соответствии с законодательством и переданы коллегам из Голландии.
Самолет компании «Малайзийские авиалинии», совершавший рейс по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля прошлого года. Все находившиеся на его борту 298 человек погибли.