В российской блогосфере так сошлись звёзды, что умы читателей встревожили сразу две новостные волны. Одна — о том, что «Китай слил Россию, подписав соглашение о военном сотрудничестве с СШП», а вторая о том, что «Китай купил у России Забайкальский край и готовится к переселению туда своих граждан». Эти две (противоречивые, если вдуматься) волны с грохотом врезались друг в друга и рассыпались брызгами, оставив общественность под сильным впечатлением, но без понимания реальной ситуации. Это упущение сейчас и исправим, выяснив, как обстоят дела в действительности и заодно указав на куда более важные, хоть и тихие новости по теме.
Итак. Китай и СШП подписали документы, в которых описаны механизмы военного сотрудничества и диалога. В пояснениях китайских чиновников сказано, что в следующем году возможны даже совместные сухопутные учения военнослужащих КНР и СШП. Никакой более подробной информации пока нет, однако и этой хватило для того, чтобы разлить по блогам истерику «Китай сливает Россию, объединяясь в военный альянс с СШП». Причина тому, пока ещё большая сила разобранных нами недавно новых мифов о Китае, один из которых внушает, будто КНР находится чуть ли не в состоянии холодной войны со Штатами и готовится вот-вот нанести по ним настоящий военный удар.
На самом деле напряжение между Китаем и СШП из-за ситуации вокруг спорных островов Спратли превысило допустимый уровень тревожности, и подписание соглашения о сотрудничестве (которое никого ни к чему не обязывает) призвано его слегка понизить. Китай здесь действует совершенно в своём духе, продолжая движение к намеченным целям, оттягивая по возможности любые серьёзные столкновения. Само собой такая бумага не может устранить тех гигантских противоречий, которые продолжают нарастать между державами.
В тренд «Китай слил Россию» можно добавить и сегодняшнее известие о намерениях КНР вложить миллиарды в новые инфраструктурные проекты ЕС («почему не в Россию!»). Такое решение будет озвучено им на предстоящем саммите в Брюсселе. Однако если не замыкаться в примитивной логике «слил/не слил», то становится понятно, что речь идёт о последовательной реализации проекта «Нового шёлкового пути». А мы предупреждали.
Не менее интересна новость о том, что Китай якобы купил Забайкальский край. Она на самом деле основана на сообщениях китайских информагентств о том, что Администрация Забайкальского края рассматривает возможность о передаче в аренду Китаю 300 га сельскохозяйственных угодий сроком на 49 лет. То есть это протокол о намерениях, каких у каждого региона России с Китаем пачка, лежащая в дальнем углу. Будет оно реализовано или нет – пока неизвестно. Однако новость возбудила общественность и её стоит разобрать независимо от того подписано уже соглашение или нет.
Страх нагнал один из китайских экспертов, который в местной прессе дал комментарий к планируемому договору аренды. Он пояснил, что сделка может состояться лишь в том случае, если российская власть даст разрешение на въезд и проживание необходимому числу китайских работников, которые и будут работать на арендованной русской земле. Это, по его словам, необходимо, так как местных российских трудовых ресурсов явно недостаточно, а значит, и вкладываться в землю китайцам не имеет смысла, не решив этот ключевой вопрос. При этом он добавил, что проблема является больше политической, чем экономической и решение её станет маркером настоящего состояния двусторонних связей, которые пока полны по большей части благими намерениями, чем реальными проектами. Такая постановка вопроса и стала причиной паникёрских настроений в нашей блогосфере.
Между тем, мало кто из блогеров знает, что Китай давно и успешно арендует с/х земли во всём мире. Не только в далёкой Африке, Латинской Америке и СШП, но и у соседней Южной Кореи, Японии и даже в Австралии. Да и у нас в Хабаровском крае, Еврейской автономной области Китай давно арендует сотни тысяч га. И такая его стратегия объясняется не желанием расширять свой ореол обитания, а борьбой с собственным продовольственным кризисом.
Предвидя возможную информационную атаку, китайские эксперты в прессе пояснили:
«Необходимо полностью искоренить абсурдные заявления о том, что Китай, расширяя сельхоз сотрудничество с Россией, на самом деле пытается по-тихому расширяться. Внешнее расширение не совпадает с культурными традициями КНР и тем более с её политикой по отношению к РФ. Это – провокация враждебных сил, направленная на ухудшение наших отношений с Москвой».
Здесь же нужно пояснить, почему речь идёт о столь долгосрочных договорах аренды. Дело в том, что они исключают возможность недобросовестной эксплуатации земли. То есть, получая сельхозугодия на несколько лет, приезжий работник будет стремиться выжать из них все соки, а не возделывать и улучшать десятилетиями, чтобы иметь стабильный и высокий урожай.
Однако глупо отрицать, что риск ползучей оккупации нашей земли всё же есть. Сегодня Китай не заинтересован в ней, но кто знает как обернуться дела через 50 лет. Отдавая же, фактически, под заселение наши земли сегодня, мы можем создать большие проблемы для наших будущих поколений. Поэтому у нас ровно два выхода.
Первый – отказаться от расширения сотрудничества с Китаем, игнорируя этот путь развития, как мы делали это прежде. Риск в данном случае в том, что мы, учитывая небывалые темпы развития соседа, ещё раньше чем через 50 лет окажемся на позициях ведомого партнёра. И тогда Китай сможет сам решать какие из наших земель ему заселять, а какие нет и на каких условиях.
Второй путь для нас новый и сложный – вырабатывать современные механизмы взаимовыгодного и безопасного взаимодействия и роста с Китаем. Решая, в том числе и грандиозные задачи по нашему собственному освоению Сибири и Дальнего Востока. Пока на этом направлении у нас очень скромные достижения – концепции развития территорий пишутся, под них создаются министерства и ведомства, которые задачи успешно проваливают, расформировываются, и всё повторяется по кругу. Но чтобы пойти по второму пути, нужно не только обладать достаточными ресурсами, но и изрядной политической смелостью. Сказать, что мы твёрдо ступили на этот путь пока нельзя.
…А теперь о малозаметных, но важных новостях. Прямо сейчас через монгольские степи идёт первый в мире товарный поезд по новому пути из Харбина в Гамбург. За 15 дней он преодолеет 9,8 тыс. км, что вдвое быстрее имеющихся на сегодня альтернативных маршрутов. Пройдёт он и по территории России, Белоруссии и Польши при этом китайцы для решения вопроса с разной колеёй, просто меняют ему на границе колёсные пары. Всё равно получается дешевле и быстрее. Это о нашем былом разговоре о скорости реализации «Нового шёлкового пути». Здесь же добавим, что Китай тянет скоростную железнодорожную магистраль на границу с Россией, планируя довести её до Владивостока и создать таким образом первую трансграничную скоростную магистраль с нашей страной. И создаст, если наша бюрократия сработает адекватно. Но вот это пока не факт.