Несмотря на непростую ситуацию, в Луганске восстанавливают авиаремонтный завод, и делают это сами рабочие, которые трудились на предприятии до начала боевых действий. Параллельно они же ремонтируют дороги. Первым делом взялись за трассу, которая ведет от центра республики к границе с Россией, на очереди — дорога Луганск-Донецк.
Станки Луганского авиаремонтного завода работали без перерыва больше 80 лет. Самолеты тут ремонтировали даже в Великую Отечественную войну, а вот последствий переворота в Киеве завод не выдержал: 150 прямых попаданий из тяжелых минометов и даже «Точки-У».
Прошлым летом на весь завод осталось только 18 сотрудников, и вот теперь — первый за год запуск самолетного двигателя на территории не только цеха, но и всей Луганской народной республики.
До начала обстрелов на предприятии работало 600 человек. Вместе с ремонтом турбин делали и автозапчасти. Теперь продукция на миллионы долларов лежит на улице металлоломом. Впрочем, это теперь только эхо войны: своими силами рабочие уже восстановили больше половины завода. И главное — мотороиспытательную станцию.
Директор завода Станислав Томилов отмечает: «Все силами работников восстанавливаем. Керосином пахнет? Все этого хотят! Керосин — кровь авиации».
Пока к станкам вернулась только половина штата, остальные, что называется, ждут отмашки. Продукция завода точно не останется без потребителя: например, двигатели для учебного-боевого МиГ-23 больше никто на планете не ремонтирует. По сути, дело лишь за юридической формальностью, но ее решить сложнее всего. «Мы готовы выходить на рынок, но ждем признания республики. Тут нужна правовая основа», – поясняет председатель Совета министров Луганской народной республики Геннадий Цыпкалов.
Если уникальную продукцию все-таки удастся реализовать, бюджет республики получит рекордные для себя доходы, а пока денег не хватает и на куда менее высокотехнологичные нужды. Например, нечем платить зарплату асфальтоукладчикам, вот и садятся за штурвал катка вчерашние механизаторы и фрезеровщики. Заместитель начальника Луганского автодора Андрей Зайцев подчеркивает: «Водитель, начальник, механизатор — никто не считает это ниже своего достоинства, все машут лопатой».
Это в мирное время «ямочный ремонт» — синоним плохой работы коммунальщиков, но в Луганске о нем говорят с гордостью. Дорогу от центра республики к границе с Россией не ремонтировали и при нэзалэжности, а теперь там еще и воронки от снарядов.
За неделю дорожники-самоучки положили в ямы 800 тонн асфальта. «Люди выходят в выходные, все работают с воодушевлением, все понимают, что это не просто дорога, а дорога жизни, по которой идут все караваны, которые помогают нашей республике», — с гордостью рассказывает глава ЛНР Игорь Плотницкий.
Скромными силами собираются ремонтировать полсотни километров еще, минимум, две недели. Следующим на очереди — путь через Дебальцево в ДНР.
Алексей Конопко