Многие до сих пор удивленно спрашивают, как украинцы могут верить в ту откровенную чушь, которую им «впаривают» подконтрольные олигархам СМИ (а других на Украине нет). Действительно, даже малейшие способности к логическому мышлению должны приводить к сомнениям, но зачастую этого не происходит. И хотя уже даже Юнкер и Меркель говорят открытым текстом «Никакой Украины в ЕС», они продолжают верить откровенному вранью киевской хунты, в том числе, и про «перемогу в Дебальцево».
Нужно подчеркнуть, что далеко не все верят, и не нужно думать, что сошла с ума вся страна (просто психически здоровые индивидуумы в сумасшедшем доме вынуждены маскироваться). Что же касается «майданутых», которых на самом деле гиперактивное меньшинство, то я сейчас попробую объяснить.
В книгах по борьбе с тоталитарными сектами и деструктивными культами есть такое понятие как «сектантская псевдоличность». А процесс создания (внедрения) подобной псевдоличности в психике человека называется «индоктринация». Впрочем, обо всем по порядку.
Историческая справка
После обретения «независимости» в 1991 году на ее территорию просто хлынули различные секты, шарлатаны и аферисты. Мормоны, сайентологи, кришнаиты, свидетели Иеговы и даже совсем экзотические евангелистские секты типа «Белого братства» или Сандея Аделаджи. А иммунитета ко всем технологиям промывания мозгов не было никакого. Как говорил инквизитор в одном фильме, «народ изголодался по религии».
Результатом этого стал целый ряд жестких рецидивов массовых психозов. Потом на парочку самых одиозных культов были заведены уголовные дела, но ведь все остальные остались!
И не просто остались, но и достаточно успешно продолжили промывание мозгов. Только одна церковь Сандея Аделаджи в Киеве насчитывает свыше ста тысяч сторонников, что позволяло ему длительное время существенно влиять на результаты всех выборов в столице Руины, проводя нужных ему кандидатов как в кресло мэра, так и в Киевсовет.
Летом прошлого года сектанты также устроили массовый «молебен», восхваляющий Порошенко и Кличко, а в этом году вообще организовали «шабаш экстрасенсов». Но перейдем к научному объяснению подобных воздействий.
Научное обоснование
В ходе сектантского воздействия с помощью технологий нейролингвистического программирования создается псевдоличность, которая подавляет подлинное «я» и поддается внешнему контролю. Индивидуальность разрушается, а свобода воли подавляется. Людей стараются держать в неведении, ограничивая их доступ к альтернативной информации и снабжая их только односторонней, обработанной пропагандой дезой, зачастую откровенно лживой.
При этом воздействие концентрируется не на логической, а на эмоциональной составляющей, отключая критическое мышление. Лучше всего для этого подходят различные страхи, поэтому стараются запугать, заставить перманентно бояться — российского вторжения, банд «ватников», «азиатских орд», «Мордора». Страх! Заманивание в группу начинается с проповеди любви и идеализма (Национализм – это любовь), но как только человека посвящают во все тонкости доктрины, его охватывает перманентный страх. Сколько российских вторжений было в укропоСМИ в прошлом году? Я сбился со счета на пятом десятке.
В противовес к этому создается картинка рая, в который можно попасть, только если беспрекословно следовать групповым догмам. У обычных сектантов это может быть Эдем, нирвана, что угодно, а у евромайдановцев – Европейский союз, который они наделяют всеми мыслимыми достоинствами и игнорируют его многочисленные недостатки. При этом собственная жизнь воспринимается ими как чистилище, из которого они могут вырваться, только приобщившись к «европейским ценностям» и беспрекословно следуя им.
При этом активно используются различные ритуалы, являющиеся элементами карго-культа. Например, несколько дней назад укропские «активисты» в Риге подписали «символическую заявку на вступление в Евросоюз». И сделали они это сразу же после того, как руководство ЕС заявило, что никто Руину в него принимать не собирается. Но, как видим, логическое мышление при этом не работает и не замечает очевидных противоречий.
То же самое касается одевания памятников в вышиванки, раскрашивания заборов и урн, размахивания флагами, распевания гимнов прочих ритуализированных действий — все они являются элементами карго-культа.
Деструктивные культы последовательно манипулируют элементами, формирующими личность человека, включая важнейшие верования и убеждения, ценности и отношения. Культовый контроль сознания отделяет человека от его подлинной личности и создает новую личность, зависящую от группы. С точки зрения психического здоровья, культовый контроль сознания расщепляет элементы психики, которые впоследствии собираются в иную, отличную от изначальной, конфигурацию.
Последователь культа фактически начинает демонстрировать признаки «диссоциативного расстройства» в том виде, как оно определено в диагностических справочниках. Его слова могут очевидно расходиться с действиями, противоречить сами себе, а его поступки могут противоречить его собственному представлению о себе. Например, человек может декларировать свою законопослушность, но при этом участвовать в массовых беспорядках. Или утверждать, что он патриот, но при этом не возражать против внешнего управления страной и/или продажи стратегических активов иностранцам. Ну или жить за границей и «любить» Родину издалека, не собираясь туда возвращаться. Вариантов множество.
Его поведение может также походить на поведение патологически зависимой личности. Он может испытывать родственную наркотической ломку без участия в митингах, без сжигания покрышек или без нападений на иных (инакомыслящих или представителей других этнокультурных групп). Это может быть как химическая зависимость (адреналиновая или тестостеронная наркомания), так и чисто психологическая.
Чтобы сектант считался хорошим членом культа (в нашем случае «патриотом»), его учат манипулировать своим прежним «я» и подавлять его. Переделка часто предполагает смену имени, одежды, прически, манеры речи и поведения, а также «семьи», «друзей», мыслей, эмоций, религиозных чувств.
Сектанты часто используют «птичий язык», новояз, который непонятен непосвященным. Начиналось все это с отдельных терминов типа «титушек», «колорадов» и «ваты», и постепенно пришло к тому, что в некоторых субкультурах все общение построено исключительно на новоязе.
Вовлеченность в культ очевидным образом ослабляет взаимопонимание между адептом и членами его семьи, соседями, друзьями и близкими. С человеком, находящимся под воздействием культового контроля сознания, особенно трудно говорить на рациональном уровне. Он действует в соответствии с совсем иным набором критериев, чем тот, который имеет смысл в вашей модели реальности. Использование деструктивных методов контроля сознания ставит под вопрос саму природу реальности.
Наиболее распространенные технологии зомбирования – это лингвистические двойные связи (double bind), т.е. путаница понятий, вызывающая растерянность, использование внушения, многократного повторения одних и тех же мантр, медитации, скандирование, моление, пение.
Также важной частью индоктринации является переоценка прошлого человека (внушение фальшивых и забвение положительных воспоминаний), как личной истории, так и истории народа в целом. Именно поэтому такое влияние в пропаганде уделяется очернению советской истории и восхвалению различных нацистских коллаборационистов.
Гуманистическая психология утверждает, что у каждого есть свое подлинное «я». Тип индивидуальности у здорового индивидуума не меняется, несмотря на возрастные изменения. Смена типа личности, резкая смена убеждений и поведения часто указывает на нездоровое социальное давление, вынуждающее человека действовать так, будто он является кем-то другим. Результаты исследований показали, что культы создают именно такой вид давления. Эти исследования также подтвердили существование культовой личности, связывающей и затыкающей рот подлинному «я» подобно смирительной рубашке.
Методы манипуляции сознанием включают в себя (данный список не исчерпывающий):
1. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.
2. Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые эмпатически образом перенимают это состояние или отношение. Передаваться и усваиваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно. Особенно эффективно в больших толпах народа.
Кстати, очень хорошо передаются именно истероидные состояния, чем активно пользовался в свое время Адольф Гитлер.
3. Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться.
Надевать балаклавы и размахивать дубинками — это «круто». Зиговать — это «круто». Ненавидеть ватников — это «круто». Делай, как я!
4. Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.
5. Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия. Обобщенно это можно выразить слоганом «На краску!».
6. Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности – это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором – как собственное давление, адресатом – как давление со стороны инициатора или «обстоятельств».
Или ты становишься «как все», или тебе будут угрожать пытками и убийствами. А когда простые угрозы перестают действовать, то начинаются реальные убийства (и можно долго перечислять тех, кого убил киевский режим за последний год).
7. Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Если задачей конструктивной критики является побуждение к искоренению недостатков, то задачей деструктивной критики является доказать человеку его неполноценность и право одних угнетать/подавлять/убивать других.
8. Стереотипное реагирование. Люди склонны поддаваться влиянию, если у них нет времени на тщательное обдумывание своих действий и при этом есть некоторые стимулы, которые запускают в действие стереотипное поведение. «Слава Руине! Героям слава!», и думать уже не нужно, ты прошел групповую идентификацию и тебя уже не убьют/изобьют/запытают/подвергнут унижению.
Все это (и не только это) широко практиковалось на евромайдане и продолжает практиковаться после него.
Создание сектантской псевдоличности включает в себя три фазы: «разморозку», во время которой человек вышибается из привычного состояния психики экстремальными обстоятельствами (майданом, угрозами, катастрофами etc.), собственно индоктринацию (внушение групповых догм) и «заморозку» (закрепление измененного состояния психики в качестве базового).
Выведение из подобных состояний и освобождение настоящего «я» требует длительных и квалифицированных усилий специалистов. Что объективно невозможно, пока манипуляторы сохраняют власть над Руиной.