С начала года укропоэкономика устремилась в крутое пике, стабильными темпами теряя по четверти от прошлогоднего промышленного выпуска. Так, согласно последним данным Госкосмтата Украины, в апреле 2015 года по сравнению с апрелем 2014 года промышленный выпуск сократился на 21,7%.
В целом за январь-апрель индекс промышленной продукции составил 78,5% от соответствующего периода 2014г. Затяжное падение, которое наблюдается в течении последних месяцев, является наиболее существенным с девяностых годов. Промышленность страны терпит откровенное бедствие из-за сочетания нескольких негативных факторов: продолжающейся войны, ухудшения позиций на российском и рынке и плохой конъюнктуры на мировом рынке. Провал в промышленном производстве уже отразился на валовом продукте. Так, ВВП за І квартал 2015г. по сравнению с соответствующим кварталом 2014г. сократился на 17,6%.
Судя по динамике промышленного производства последнего года, Руина похоже вступает в очередную фазу деиндустриализации. Об этом, в частности, свидетельствуют данные по индексу промышленного производства за 2010-2015 годы, рассчитанного методом нарастающего итога. Получается, что на сегодняшний день промышленный выпуск составляет 60-65% от уровня декабря 2010 года. Характерно, что ситуация начала резко усугубляться в последние 2 квартала, когда в полной мере проявили себя последствия всех негативных факторов.
Оказавшись в условиях суровой конфронтации с Россией, Руина теряет главное — российский рынок сбыта, являющийся наиболее важным для ее экономики. За первый квартал этого года экспорт украинских товаров в РФ сократился на 60%. И данная проблема в реальности серьезнее, чем кажется. Даже, если завтра внезапно отношения между нашими странами улучшатся, вернуть утраченные рыночные позиции практически невозможно.
Хунта, свернув работу на всех переговорных площадках — межправительственной, а также на площадке СНГ, ЕврАзЭс и ТС — бросили интересы укропопромышленности на российском рынке на произвол судьбы. Пока хунта «воюет» с Россией, активно реализуются программы замещения укропского импорта.
Например, в последнее время РФ наращивает производство грузовых вагонов, закрывая долю, которую ранее занимали производители из Руины. Из-за сокращения экспорта в российском направлении укроповагоностроение уже оказалось на грани катастрофы. В частности, один из крупнейших производителей отрасли Крюковский вагоностроительный завод с начала 2015 года сократил производство грузовых вагонов на 97%. В российской металлургии Руина также рискует потерять важный сегмент — производство ферросплавов, которое в России практически отсутствует на сегодняшний день. Однако уже согласован проект строительства подобного предприятия совместно с Китаем.
Прекращены какие-либо отношения в теме авиастроения, которую ранее активно лоббировали в рамках межправительственных переговоров авиастроители Руины и РФ. Теперь же эта работа прекращена и под вопросом оказалась судьба целой группы уникальных предприятий (а также их многочисленных смежников из отрасли машиностроения, приборостроения и т.д.): АНТК им. Антонова, 411-й завод гражданской авиации (Киев), Харьковский авиазавод, КБ Южмаш. Все они существовали исключительно благодаря кооперационным отношениям с российскими коллегами.
Усугубляет ситуацию война на Донбассе, которая быстрыми темпами пожирает экономический потенциал Руины. Четверть промышленности страны сосредоточена именно там, и именно результатов ее деятельности сегодня не могут досчитаться в Киеве. Еще бы, крупнейшие налогоплательщики региона либо остановлены, либо дышат на ладан. Среди них Авдеевский коксохимзавод, Донецкий металлургический завод, Алчевский меткомбинат, Краматорский машиностроительный и многие другие. В самом Донбассе ситуация близка к катастрофе.
И как видно, все вышеперечисленное уже «срезало» 40% промышленного выпуска, а значит и существенный объем налоговых и экспортных поступлений. Стало быть киевские власти серьезно не досчитаются средств бюджета. Хунта же, вместо попыток изменить курс, ведущий страну в пропасть, результаты катастрофы пытаются выдать за достижение. В частности, много слышно о том, что, дескать, страна сократила объем потребления газа, а значит и сократила зависимость от голубого топлива из России. Но сокращение связано с падением экономики. Простаивающие из-за отсутствия заказов или из-за боевых действий предприятия химпрома и металлургии, действительно не потребляют газ, равно как и производят товары.
Все это уже привело к резкому сокращению количества субъектов экономической деятельности. Так, в мае 2015 их число относительно мая 2013 года сократилось на 17% — с 1,3 млн. до 1,08. Самое главное, что хотя результаты более, чем тревожные, говорить о достижении дна не приходится. Худшее впереди.