Покупка поляками у Франции с подачи СШП трех субмарин с дальнобойными ракетами изменит баланс сил на Балтике. История с вертолетоносцами «Мистраль», которые Франция отказалась поставлять России, все не заканчивается. Даже напротив, обрастает новыми подробностями, на фоне которых сейчас идут переговоры о расторжении контракта и возвращении денег России. «МК» выяснил ряд интересных деталей, которые не афишируются потому, что крайне неприятны для наших западных «партнеров» и показывают их истинное лицо.
Для начала напомню: по последней информации, просочившейся в СМИ, Франция предложила России вернуть ей за непоставленные «Мистрали» 785 млн. евро — деньги, указанные в актах приемки работ. Произойти это должно лишь после того, как Москва разрешит продать корабли третьей стороне (а по условиям контракта сделать это можно лишь с согласия заказчика) без каких-либо дополнительных условий и оговорок.
Россия давно готова отделаться от этих ненужных ей вертолетоносцев, и согласна пойти на уступки — не требовать выплаты серьезных штрафных санкций. Однако она хотела бы вернуть еще и те средства, которые потратила на обучение экипажа, строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке, а так же работы по созданию под них палубных вертолетов Ка-52К — что вполне справедливо. А эта сумма, по оценкам российской стороны, составляет 1,163 млрд. евро.
Как стало известно «МК», переговоры с французами идут уже давно, причем в Москве, в режиме строжайшей секретности. На вопрос, почему именно у нас, а не в Париже, наш источник, знакомый с ситуацией, ответил следующее:
Французы с самого начала очень опасались утечек информации в западные СМИ о переговорах, справедливо полагая, что у себя дома не смогут обеспечить абсолютную конфиденциальность.
Они понимали, что в сложившейся ситуации смотрятся слишком уж неприглядно, а потому не хотели огласки. Российская сторона с пониманием отнеслась к их положению и пошла навстречу. Однако когда французы выдвинули свои предложения по выплатам за сорванную ими же самими сделку, наши переговорщики были просто возмущены их позицией. И очень похоже, что в ответ организовали недавнюю «утечку» о переговорах в российские СМИ, дабы показать во всей красе, что представляют из себя их французские партнеры.
Французская сторона выглядит вдвойне неприглядно и в свете ряда других причин. Как известно, Франсуа Олланд, а также политический истеблишмент Франции утверждают, что России нельзя передать «Мистрали», так как она самым ужасным образом ведет себя в переговорном процессе по урегулированию украинского кризиса, в возникновении которого, там так же винят «агрессивную» и «недемократичную» Россию.
Но такая позиция вполне объяснима. Не могут же французы объявить: мы не отдаем России корабли, так как американцы нам выкрутили руки, что было бы равносильно официальному признанию: в мировой политике мы — никто и зовут нас никак.
На этом фоне развивается как минимум еще два интересных сюжета.
Во-первых, французы подписывают контракт на поставку самолетов «Рафаль» Катару — стране с абсолютной средневековой монархией, настолько «демократичной», что о правах геев или женщин, там и разговора не ведется. Они там не то, что нарушаются, их просто нет. Но этому государству поставлять оружие можно, а России — нельзя. При том, что «Мистрали» — это корабли управления, несущие платформы без пушек и ракет, а «Рафали» — самое что ни на есть смертоносное оружие.
Во-вторых, как стало известно «МК», французы сейчас ведут переговоры с поляками о поставке им трех подводных лодок типа «Скарпена» с крылатыми ракетами «Скальп-Наваль», дальностью пуска до 1000 км. Подлодки делает та же фирма DCNS, которая строила «Мистрали». А потому можно предположить, что эта сделка — реализация обещания американцев поддержать французов другими военными заказами в случае, если те откажутся передать «Мистрали» России.
И здесь всплывает важный аспект: если поляки купят у французов подлодки, базироваться они будут на Балтике. Что это означает на практике, «МК» рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов:
Никто в принципе не подвергает сомнению право одного демократического государства, Франции, торговать с другой демократической страной — Польшей. Но пикантность ситуации в том, что в Европе на протяжении последних 70 лет после окончания Второй мировой войны, балтийские страны, включая Советский Союз, предпринимали все возможное, чтобы сделать Балтику мирным морем.
Очень потешно выглядели недавно заявления Швеции по поводу нарушения нашей подлодкой их территориальных вод, которую они несколько дней потом искали, но так и не нашли. Это — смешно, если учитывать, что у нас на Балтике вообще одна подлодка, да и та учебная. Остальные находятся там на испытаниях перед поставкой на экспорт.
И вот теперь покупка Польшей трех подлодок с такими дальнобойными ракетами не просто меняет баланс сил на Балтике, а является прямой угрозой нам. Мы не сможем проигнорировать потенциальную возможность страны НАТО «накрыть» этими ракетами нашу северную столицу, а при определенных условиях и Москву. И получается: все прежние усилия европейских стран по демилитаризации Балтики сходят на нет.
Вдвойне эта ситуация пикантна потому, что Россия, покупая «Мистрали», брала на себя неформальные обязательства не размещать их на Балтике, чтобы не ломать сложившуюся в этом регионе структуру безопасности. Теперь ее ломает сделка по «Скарпенам».
И после всего этого эти люди еще строят из себя праведников, борцов за мир во всем мире! А сами в одном случае поставляют оружие средневековой мракобесной монархии, а в другом — стране НАТО, которая с помощью этого оружия фактически разжигает огонь конфронтации в Балтийском регионе.