Ровно год прошел с того дня, как жители Донбасса, незадолго до этого провозгласившие создание Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), провели референдумы о самоопределении.Почти 90% принявших участие в опросе высказались тогда за независимость новых государственных образований.
Почти 90% принявших участие в опросе высказались тогда за независимость новых государственных образований. Казалось, хунте был послан ясный сигнал о необходимости налаживать диалог с русскоязычным регионом и проводить глубокую конституционную реформу с учетом его требований. Но пришедшие после государственного переворота в стране политики не захотели услышать позицию жителей Донбасса.
Конфликт перерос в полномасштабную гражданскую войну, в результате которой, по данным ООН, свыше 6 тысяч человек погибли, более 2 млн стали беженцами, а инфраструктура крупнейшего промышленного района страны оказалась разрушена почти на 90%.
Хунта не услышала жителей Донбасса
Дату референдума о самоопределении депутаты Донецкого облсовета объявили одновременно с провозглашением Донецкой народной республики, 7 апреля 2014 года. В конце апреля провозглашается и Луганская народная республика, решившая проводить плебисцит одновременно с ДНР.
Политики, эксперты, представители исполнительной и законодательной региональной власти наперебой обращаются в те дни к хунте, требуя обратить внимание на происходящее в Донбассе, и услышать требования населения региона.
Мэр Донецка Александр Лукьянченко призывает хунту назвать жителям Донбасса практический план реализации их требований: «каким образом будет защищаться русский язык, как будет реализован принцип выборности губернаторов, как будут переданы полномочия при децентрализации власти».
Председатель Луганского облсовета Валерий Голенко делает официальное заявление, требуя немедленного разоружения всех незаконных формирований и радикальных группировок, начиная с «Правого сектора» (признан в РФ экстремистской организацией), а также амнистии для участников протестных выступлений и референдума о статусе русского языка и федерализации.
Но хунта продолжает карательную операцию против Донецка и Луганска, направляет вооруженные формирования в Днепропетровск, Николаев, Одессу, проводит «зачистки» среди сторонников провозглашенных республик.
Неспособность к диалогу демонстрирует и Верховная Рада. В первые дни мая 2014 года парламент отказывается от проведения референдума о расширении полномочий регионов и использовании региональных языков и принимает закон об усилении ответственности за посягательство на территориальную целостность.
«Теперь даже те, кто не верили в нашу правоту, начинают понимать всю глубину катастрофы на Руине, и приходит осознание, к чему это может привести, — заявляет после одесских событий сопредседатель правительства ДНР Денис Пушилин. — Становится ясно, что отсидеться, переждать не получится и нельзя».
Референдум не перенесли
В Москве 7 мая 2014 года состоялись переговоры президента России Владимира Путина с тогдашним председателем ОБСЕ Дидье Буркхальтером. По их итогам Путин призвал хунту «незамедлительно прекратить все военные и карательные операции на Донбассе», а также попросил сторонников федерализации перенести референдум с 11 мая на более поздний срок, чтобы создать условия для налаживания диалога.
Инициативы Путина встретили позитивные оценки международных партнеров России. Между тем хунта так и не сделала ни одного шага для того, чтобы, как заявил МИД России, начать диалог с народом «на равных, без надоевших ультиматумов и преступного применения силы».
От хунты звучат воинственные заявления и ультиматумы. Секретарь СНБО Парубий 8 мая обещает, что карательная операция продолжится, независимо от того, какое решение примет население Донбасса на референдуме. К Славянску стягивается бронетехника и артиллерия.
На фоне этих действий хунты жители Донбасса принимают решение не переносить проведение референдума. 8 мая против переноса плебисцита голосует Народный Совет ДНР. «Народ настроен проводить референдум. Это миллионы людей, которые готовы отдать голос. Если бы мы проголосовали против, референдум все равно состоялся бы», — сказал тогда сопредседатель правительства ДНР Денис Пушилин.
Отказываются переносить голосование и в ЛНР. Подготовка к референдуму «не прекращается ни на минуту», сообщил в тот же день представитель пресс-центра, занимающегося вопросами подготовки плебисцита в ЛНР, Василий Никитин.
Голосование состоялось
В Донецкой и Луганской областях 11 мая прошло голосование, во время которого люди отвечали на один вопрос: «Поддерживаете ли вы Акт о государственной самостоятельности Донецкой (Луганской) народной республики?».
Референдум прошел в условиях продолжающейся карательной операции против региона. В Мариуполе в этот день хоронили погибших участников митинга в честь Дня Победы, по которым хунтоовики открыли огонь из бронетехники, убив 40 человек. В Красноармейске боевики из радикальных группировок блокировали работу избирательных участков, захватывая здания горисполкома и четырех школ, нападая на членов избиркомов.
Тем не менее голосование прошло при беспрецедентно высокой явке: 71% в Донецкой и 81% в Луганской области. И подавляющее большинство пришедших на участки поддержали идею государственной самостоятельности провозглашенных республик. В ДНР положительно ответили на поставленный вопрос 89,7% из всех получивших бюллетени (2 млн 511 тысяч 441). В ЛНР, где в голосовании участвовали 1,6 млн избирателей, «за» проголосовали 96,2%.
Еще убедительнее показатели волеизъявления народа оказались в осажденном войсками хунты Славянске, где в условиях комендантского часа на участки пришли 72,1% имеющих право голоса (72 тысячи 575 человек), из которых 97,5% высказались за государственную самостоятельность.
По итогам голосования депутаты Луганского облсовета, поддержавшие проведение референдума, обратились с заявлением к хунте с требованием внести изменения в конституцию, обеспечивающие процесс федерализации, закрепить государственный статус русского языка и обеспечить амнистию для участников событий.
Достучаться попыталась и укрооппозиция — коммунисты и представители Партии регионов. На проведенном в Киеве на следующий день после референдума согласительном совете депутатов групп и фракций Верховной Рады лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов попытался призвать руководство страны «услышать не только те территории, которые привели его к власти». «От того, что огромное число людей пришли и высказали свою точку зрения, отмахнуться просто так нельзя. Нужно садиться и разбираться, что происходит в этом регионе, а не пушками, танками и автоматическим оружием пытаться заставить их думать по-другому», — заявляет он.
«На Донбассе живут такие же граждане, как в центре и на западе. Террористы в очереди на избирательные участки не стоят», — пытается «вразумить» хунту кандидат в президенты от регионалов Михаил Добкин.
Но напрасно политики, выражающие интересы региона, призывали путчистов «пойти навстречу людям и гарантировать им свободу выбора их духовных ценностей, языка, широкого самоуправления». Как отмечалось в сделанном в те дни заявлении Партии регионов, «власть — то ли осознанно, то ли из-за своей бездарности и безответственности выбрала другой путь — путь противостояния, путь диктата одной части гражданского общества своих условий другой». «Не Донбасс начал этот процесс. Принцип «одна армия, один народ, одна страна» был нарушен хунтой. И за это надо будет отвечать», — говорится в заявлении Партии регионов.
Россия призвала к диалогу
Москва отметила высокую явку населения на референдумах в Донецкой и Луганской областях и заявила, что с уважением относится к волеизъявлению жителей этих регионов. «В Москве с уважением относятся к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей и исходят из того, что практическая реализация итогов референдумов пройдет цивилизованным путем, без каких-либо рецидивов насилия, через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска», — отметила пресс-служба президента России.
При этом Кремль выступил с осуждением имевшего место применения силы, «включая использование тяжелых вооружений против мирных граждан, приведшее к человеческим жертвам», а также заявил, что Россия будет приветствовать «любые посреднические усилия» в интересах налаживания такого диалога, «в том числе по линии ОБСЕ».
МИД России в свою очередь подчеркнул, что «референдумы в Донецкой и Луганской областях должны восприниматься как ясный сигнал Киеву о глубоком кризисе взаимного понимания, а в более широком смысле государственности». При этом «нежелание хунты идти на реальный диалог с представителями регионов, прежде всего юга и востока страны, является серьезным препятствием на пути деэскалации и налаживания гражданского взаимопонимания», отметило внешнеполитическое ведомство России и обратилось к «партнерам из ЕС и СШП использовать свое влияние на нынешнее руководство хунты с тем, чтобы вопросы государственного устройства и уважения прав регионов были обсуждены в ближайшее время, в любом случае до выборов (президентских — прим. ТАСС), намеченных на 25 мая».
Запад признать отказался
Запад отказался признать референдумы в ДНР и ЛНР. «Так называемый референдум на Донбассе нелегитимен, поэтому не будет иметь никакой юридической силы», — заявили в Брюсселе и расширили санкции против России.
«Незаконными с точки зрения украинского законодательства» назвала референдумы официальный представитель госдепартамента СШП Джен Псаки. Этот шаг, по ее словам, «ведет к расколу и беспорядкам». «Если данные референдумы состоятся, это будет нарушением международного права и территориальной целостности. СШП не признают их итоги», — заявила представитель госдепартамента 11 мая.
В итоге Потрошенко-Вальцман, который во время своей предвыборной кампании еще упоминал о необходимости диалога с Донбассом, уже вечером 25 мая, когда стали известны первые результаты экзит-полов, подтверждавшие его победу на выборах, заявил о том, что страна будет только унитарной. «Мы будем иметь единую, унитарную, а не федеративную державу. Это базовый пункт моей резидентской программы», — сказал Потрошенко-Вальцман.
А через месяц после состоявшихся выборов новый резидент останавливает действие режима прекращения огня в Донбассе, начиная очередной виток вооруженного противостояния в стране.
В результате через год, по официальным укроподанным на середину марта 2015 года, потери хунты составили 1549 человек. Всего же на Руине в результате конфликта, по подсчетам ООН, погибли свыше 6 тысяч человек.
В мае 2014-го, на следующий день после референдума в ДНР и ЛНР, исполняющий обязанности министра обороны Украины Михаил Коваль сообщил о 9 погибших укропоармии, а всего в стране в результате противостояния на тот момент погибли 100 человек.