Бисмарк не знал слова «Украина». Такой страны не было.
Часто приписываемые «железному канцлеру» слова об «ампутации Украины» оказались на поверку фейком.
Отто фон Бисмарка (Otto von Bismarck) не говорил: «Могущество России может быть подорвано только отделением от нее Украины…».
Это тоже не его слова: «Для огромного тела Российской империи смертельна лишь одна операция — ампутация Украины».
И так сказать он не мог: «Необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России, стравить две части единого народа и наблюдать, как брат будет убивать брата».
Издание DW для обличения кремлевской пропаганды связалось с Фондом Бисмарка в немецком городе, извините за выражение, Фридрихсру.
Но получилось в исполнении немецкого издания не обличение, получилась отличная пророссийская пропаганда. Нечаянно, наверное.
В ответ доктор наук Ульф Моргенштерн (Ulf Morgenstern), научный сотрудник Фонда, занимающегося наследием Отто фон Бисмарка, подчеркнул: «Ничего подобного Бисмарк не говорил. И не мог говорить». Нет ни одного свидетельства — ни записей самого канцлера, ни протоколов его выступлений, ни черновиков писем, ни воспоминаний современников, — в которых бы упоминалось нечто подобное. Более того: в своих мемуарах канцлер рассказывает о так называемой «Партии еженедельника» в Пруссии, которая прогнозировала «расчленение России». Бисмарк с явным неодобрением отозвался об этой идее.
Канцлер мыслил категориями больших империй: Германии, Франции, России. Мысль об их расчленении, распаде, стравливании одних частей с другими была ему абсолютно чужда. Сторонник единства Германии (и, собственно, создатель единой Германии), Бисмарк воспринимал и Россию как «единую и неделимую».
Есть и еще одна причина, по которой, как уверены немецкие историки, он не мог произнести упомянутых фраз: Бисмарк просто не знал слова «Украина».
…
Согласно разъяснениям Фонда Бисмарка, Бисмарк мог сказать: «Могущество России может быть подорвано только отделением от нее России… Для огромного тела Российской империи смертельна лишь одна операция — ампутация у России самой России».
Ещё Бисмарк мог добавить: «Необходимо не только оторвать, но и противопоставить окраины России — России центральной, Новороссию и Белоруссию — Великороссии, стравить части единого народа и наблюдать, как брат будет убивать брата».
Итак, немцы доказывают, что Украины вне Росии — не было.
Понятно, какая Украина есть.
Вопрос: «Будет ли?»