Пока глава Духовного управления мусульман Крыма Эмирали Аблаев собирался в хадж, его подчиненные провели в мечетях республики молебны (дуа) «в память о крымскотатарском писателе-романисте Дженгизе Дагджи». На самом деле, литературное наследие Дагджи известно мало. Зато крымчане хорошо знают военного прошлое этого эсэсовца и нацистского преступника. Основной молебен проходил в Центральной мечети Симферополя Кебир-Джами. Здесь собрались больше 150 человек – ветераны меджлиса и молодые националисты.
— Как бы далеко Дженгиз от нас сейчас не находился, мы своими молитвами говорим о том, что он всегда с нами, в наших сердцах, — отметил имам Симферопольского района Раим Гафаров.
В марте-2015 Дагджи исполнилось бы 95 лет. А ровно семьдесят лет назад он сумел бежать из Берлина на запад – и тем самым избежал заслуженной кары.
Слова имама Гафарова процитировала пресс-служба ДУМК: «Мы приняли решение во всех мечетях Крыма помолиться за его душу, чтобы отдать честь человеку, который очень важен для нашего народа, которого мы все любим и уважаем».
Он дезертировал из рядов Красной Армии в самом начале Великой Отечественной. Перешел к немцам и быстро дослужился до обер-лейтенанта Туркестанского легиона. Входил в состав Симферопольского мусульманского комитета, созданного нацистами на территории оккупированного Крыма.
«Для нас большая честь иметь возможность бороться под руководством фюрера Адольфа Гитлера — величайшего сына немецкого народа. Заложенная в нас вера придаёт нам силы для того, чтобы мы без раздумывания доверились руководству немецкой армии», — заявили участники комитета на заседании 3 января 1942 г. Заседание было посвящено набору татарских добровольцев в вермахт и карательные батальоны.
Последняя должность Дагджи — оберштурмфюрер боевой группы «Крым», (SS-Waffengruppe Krim) Восточно-тюркского соединения СС.
Четыре года назад под беспрецедентным давлением правительства Турции украинские власти устроили его перезахоронение в феодосийском пригороде Краснокаменка- Кизилташ. Прах прибыл спецрейсом турецких авиалиний из Лондона в Анкару, оттуда — в Симферополь. В помпезном мероприятии участвовали официальные лица Турецкой Республики, а также представители Духовного управления мусульман Крыма. На «круглом столе» в Симферополе один из руководителей меджлиса Али Хамзин пояснил, что крымские татары имели полное право дезертировать из Красной Армии и перейти на службу нацистским властям.
Итак, нынешние чествования Дженгиза Дагджи – это официальная позиция религиозной организации, которая хочет представлять всех мусульман Крыма?
Сейчас председатель ДУМК Эмирали Аблаев находится с визитом в Саудовской Аравии. Полетел в составе российской хадж-миссии. В Симферополе иронизируют, мол, время хаджа выбрано удачно – тем самым Аблаеву удалось оправдать свое отсутствие на празднованиях первой годовщины воссоединения Крыма с Россией. А перед отъездом в Мекку Эмирали-ага настойчиво напоминал, что «глава Крыма Сергей Аксёнов публично признал нас единственным легальным муфтиятом на территории республики. Нас заверили, что никаких параллельных структур здесь больше не будет».
Вполне довольный собственным российским статусом, главный муфтий республики до сих пор отказывается от каких-либо комментариев по поводу всекрымского молебна в честь оберштурмфюрера СС. Хотя Духовное управление уже зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской федерации и. по идее, должно нести ответственность за подобную провокацию. Даже если фашист был «турецким писателем».