Некоторые фактические подробности фиктивного отвода артиллерии , который осуществляют каратели в рамках «выполнения» минских соглашений. Общий механизм следующий — под камеры представителей ОБСЕ или укропожурналистов (для укропоСМИ), укропская артиллерия и «Грады» снимаются с позиций и едут в тыл. После чего через 3-5 километров делают крюк и возвращаются к линии фронта на запасные позиции (как правило заранее подготовленные, что указывает на системный характер подобных «маневров»), где дополнительно камуфлируются и находятся в состоянии готовности к открытию огня.
Еще одним уровнем камуфляжа для этого процесса служит отвод в целом малополезных 100-мм «Рапир». Основные усилия направлены на сохранение на фронте тяжелой артиллерии и РСЗО.
Чтобы лучше было понятно, как это выглядит, вот схема маневра в районе Населенного пункта Бугас Волновахского района (где идет накопление живой силы и техники для вероятного удара в районе Докучаевска и Еленовки — на данный момент там сосредоточено 12-15 тыс. человек и значительное кол-во бронетехники). Отводящиеся в тыл орудия, концентрируются к западу от Бугаса, а после того, как на камеру все необходимое заснято, артиллерия возвращается обратно, делая своеобразный круг в районе Бугаса.
По свидетельству местных жителей стандартная ситуация выглядит примерно так — 27 февраля в 12-00 в присутствии наблюдателей ОБСЕ (две белые машины с большими буквами ОБСЕ) проследовало около десятка «Уралов» с гаубицами Д-30. На трассе за Бугасом, орудия отцепили. Со стороны Волновахи подошли БМП, прицепили гаубицы и потащили их даже не на запасные, а на старые позиции через местные балки. В итоге, ОБСЕ формально зафиксировала отвод тяжелой артиллерии под Волновахой, де-факто — орудия остались там где стояли, каратели даже поленились подготовить для них запасные позиции.
Схожая ситуация наблюдается в Артемовском районе. Через Артемовск опять же в присутствии наблюдателей ОБСЕ прошла колонна с гаубицами Д-30 и РСЗО «Град». Официально их якобы отводят через Артемовск от фронта в районе Светлодарской дуги и Попасной. На деле, выехав с запада из Артемовска, такие колонны делают крюк и уходят на север от Артемовска в село Васюковка, где наблюдается концентрация артиллерийских систем, РСЗО и различной бронетехники.
Данная передислокация осуществляется в интересах накопления оперативных резервов необходимых как для поддержки фронта в районе Светлодарска и Попасной, так и на случай возможных попыток наступательных действий в этом районе. Всего в районе Артемовска и прилегающих селах сейчас стоит до 2 батальоно-тактических групп и различные части усиления. К концу месяца ожидается, что Артемовская группировка противника вырастет до 3 БТГ.
К югу от Волновахи, отвод практически не осуществляется. В районе Гранитного и Новоселовки отмечается не только скопление пехоты и танков, но и значительное количество САУ.
По сути, там где наблюдатели ОБСЕ не появляются даже для вида, хунта отвод даже и не думает производить, ограничиваясь маскировкой артиллерийских позиций или в крайнем случае ее передислокацией. Что еще примечательно, те САУ которые требуют ремонта и которые можно отремонтировать без отправки на тыловые ремонтные базы или на заводы, стараются ремонтировать поближе к фронту, то есть даже необходимость ремонта (не говоря уже о выполнении минских соглашений) не сподвигает к отправке неисправных машин в тыл.
И это далеко не единичные случаи, а элементы общей системы скрытой передислокации артиллерии и РСЗО ВСУ, напрямую нарушающие договоренности достигнутые в Минске по отводу тяжелых вооружений. Не то, чтобы это дает какое-то решающее преимущество, просто пока ВСН в случае возобновления интенсивных боевых действий будут возвращать отведенную артиллерию на позиции (это дело нескольких часов), хунта может на некоторых участках обеспечить локальное превосходство в артиллерийском огне.
С одной стороны это выгоды тактического характера, но с другой это отлично показывает, как хунта пытается обманывать (что впрочем уже давно не новость) даже в таких очевидных и легко вскрываемых мелочах.