УкропоСМИ попробовали подсчитать потери вооруженных сил страны за время войны в Донбассе. Даже несмотря на то, что подсчет велся на основе официальных данных, цифры все равно вышли ошеломляющие. 78 танков, 236 БМП, 15 реактивных систем залпового огня, 12 самолетов и 10 вертолетов.
Все это утрачено за неполный год карательной операции. Но даже эта статистика не учитывает потери в Дебальцево и Донецком аэропорту. Что касается общего числа погибших, то оно до сих пор точно не известно. Генштаб приводил цифру в полторы тысячи человек, но она не учитывает карательные батальоны. А ополченцы на освобожденных территориях находят все новые тела.
«Два слоя бревен, мешки с песком, три слоя бревен, а сверху они клали бетонные блоки. Надеялись на то, что мы их не достанем. Тем не менее, мы их достали. В блиндаж еще никто не заходил. Там виден провод – возможно, заминировано», — поясняет донецкий ополченец.
Тысячи гектаров выжженной земли разбитых укрепрайонов: огневые позиции, палаточные лагеря, сеть блиндажей и окопов уходит далеко за горизонт. Ополченцы продолжают разбирать оставленные укропоармией склады с боеприпасами.
«Сейчас работает группа саперов, разминируют остальные блиндажи, в которых пока никого до них не было. Там еще небезопасно. Спасибо большое: техники очень много нам подарили. За танки – спасибо, за «Уралы» – спасибо, за гаубицы, за «Грады». Все, ребята, спасибо вам большое», — благодарит Киев за трофеи ополченец Донбасса у костра.
Снаряды от артиллерийских установок, гаубиц и танков, мины, ящики с вооружением грузят на ЗиЛы, с которых еще не успели стереть белые полосы — опознавательные знаки украинской армии. Среди вооружения ополченцы обнаружили несколько 155-миллиметровых гаубиц натовского производства и боекомплекты к ним. В советской армии и вооруженных силах Украины орудия с таким калибром не использовались.
«Видели гаубицы 155-миллиметровые натовского образца. Производство – не установлено. Бирки не читали. У нас таких нет. И в Союзе такого не выпускали. Основное вооружение здесь воюет, которое было выпущено еще в Советском Союзе. Тут была еще куча их личных вещей. Матрацы, спальные места. В основном они закапывали палатки, только купол выглядывал. Там баня есть стационарная, все есть. Это был как город», — рассказывает замглавы администрации Дебальцева Дмитрий Клименко.
Так называемый Дебальцевский плацдарм располагался в 10 километрах от города Дебальцева. Колоссальная по площади территория скорее напоминает целый город: в усиленных блиндажах жили офицеры, солдаты — в палатках, здесь были полевые бани, кухни, медпункты, сеть подземных переходов и окопов между огневыми позициями и расположением.
При отступлении из Дебальцевского котла, командиры подразделений укропоармии бросали не только целые склады с боеприпасами, десятки единиц бронетехники, но и своих солдат. В укрепрайонах, которые теперь занимает ополчение, сейчас готовятся к разминированию.
В блиндажах нашли тетради по учету потерь убитыми и ранеными, которые вели офицеры, с пофамильным перечнем военнослужащих, характером ранения, временем и обстоятельствами гибели. Сейчас документы изучают следователи минобороны ДНР. Под Дебальцево продолжают обнаруживать все новые тела оккупантов.
«Резидент Потрошенко-Вальцман заявлял, что количество официально погибших со стороны укропоармии составляет 28 человек. А вот цифра 304 – уже не складывается. И мы продолжаем собирать тела карателей, которые прикопаны, где-то забыты в технике. И мы их потом будем возвращать укропостороне», — обещает заместитель командующего корпусом министерства обороны Донецкой народной республики Эдуард Басурин.
Тела 23 укроповоенных, погибших под Дебальцево, ополченцы передают волонтерам, приехавшим в Донецк из Киева. Опознание и установление личности будет производиться уже на территории Украины.
«Передадут в соответствующие организации, органы. Там уже будут заниматься дальнейшей передачей родственникам», — говорит о дальнейшей судьбе вывозимых тел волонтер Леонид Бондарь.
Десятки укропосолдат, погибших в аэропорту, — под метровым слоем бетона и боеприпасов. Спасатели МЧС приступили к их извлечению.
«На данный момент у нас находится порядка 30 с лишним тел. И здесь непосредственно в терминале, в аэропорту, по нашим расчетам, около 30-35 тел», — отмечает министр обороны ДНР Владимир Кононов.
Сотни военнопленных укропосолдат и офицеров до сих пор ждут, когда продолжится процедура обмена. Многие пытаются вести счет оставшимся на поле боя товарищам.
Военнопленных содержат на казарменном положении.
В отапливаемых помещениях оборудованы нары в несколько уровней. У арестованных солдат и офицеров трехразовое питание, ежедневные прогулки. Когда будет следующий обмен, военнопленным пока неизвестно. Большинство укропосолдат, которые находятся под арестом в Донецке, надеются, что минские соглашения будут соблюдаться. И тогда в ближайшее время они смогут вернуться домой.
Станислав Назаров