В начале прошлого года, доблестные УкроСМИ, погнали волну — Донбасс дотационный регион.Типичные статьи подобного рода, подробно объясняли рядовому украинцу, что более депрессивного региона, в Украине нет, что поглощает в себя он больше чем даёт, поэтому должен сидеть тихо и помалкивать. Приведу несколько примеров:
— За вычетом импорта, Украину по сути «кормят» три области: Харьковская, добывающая нефть и газ, Днепропетровская, где добывается железная руда, и особенно Полтавская, в которой развита добыча и того, и другого, и третьего. источник
— Доходы Донецкой и Луганской областей покрывают их расходы на 40% источник
— Донбасс — самый дотационный регион Украины источник
— Несмотря на стереотипы, Донбасс не только не «кормит» остальные области Украины, но и получает из госбюджета почти вдвое больше, чем отчисляет источник
— Миф о «проедании» аграрными областями Украины заработанных на индустриальном востоке денег оказался развенчанным: более 50% государственных дотаций в 2011 г. пришлось на Донецкую и Луганскую области, а также столицу — Киев. источник
И пара видео:
Ещё летом, информационное агентство «Униан», писало:
«Бюджетные дотации государственных угольных предприятий Донецкой и Луганской областей с учетом покрытия убытков шахт и выплаты зарплаты шахтерам на 2014 год составляют 34 млрд гривень.
Об этом заявил в ходе выступления в парламенте премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
«Общий объем дотаций на Донецкую и Луганскую область составляет 34 миллиарда гривень. Это то, что бюджет выделяет на финансирование угольной отрасли, и то, что делает центральный бюджет для того, чтобы дать им (шахтерам — УНИАН) работу и не выгнать их на улицу», — заявил Яценюк.
Он подчеркнул, что сегодня правительство платит за каждую тонну угля, добытую на госшахтах, в среднем 1,5 тыс. грн, при том что коммерческая стоимость угля достигает 600 грн/тонну.
«Мы дотируем 180 тыс. человек, работающих в сверхтяжелых условиях, в первую очередь, в Луганской и Донецкой областях. По 900 грн за тонну угля», — подчеркнул премьер-министр». источник
Обратите внимание на то, кто именно делал такие громкие заявления и на цену угля.
Информационная волна была столь удачной, что все попытки объяснить, что отчётная дотационность — следствие извращённой системы учёта и перекосов в администрировании товарно-денежных потоков, разбивались о массовость и простоту вброса. Впрочем, это закономерно, ведь напрячься и разобраться — гораздо сложнее, чем «скушать» простой штамп пропаганды.
Ситуация начала резко меняться к концу лета, когда, «неожиданно», выяснилось, что без угля из «дотационных» шахт, не работает энергосистема Украины. В порядке экстренных мер, правительство Украины закупило партию угля из ЮАР, по цене 86 долларов за тонну без стоимости доставки. Полная стоимость, с учётом доставки, составляла 112 долларов (последние партии (15 год) были по 99 долларов) за тонну. источник
Признаться честно, в чехарде курсовых скачков, и мутности энергетических манёвров украинского правительства, я не уловил конкретно по какому курсу был приобретён доллар для расчётов с ЮАР, но на момент подписания контракта — 19 августа 2014 года, доллар, по курсу НБУ стоил 12,95 гривны, а под конец месяца 13,6 гривны.
В январе месяце, курс по НБУ прошел от 15,76, до 16,15 гривен за доллар.
Другими словами, коммерческая стоимость африканского угля в августе составляла 1450 гривен (112*12,95), а в январе примерно 1580 гривен (99*средний курс в 16 грн./доллар). Из чего следует, что цена с «дотацией», выплачиваемая шахтёрам Донбасса, является вполне себе рыночной стоимостью угля, согласно срезу рынка, при условии влияния промышленности Донбасса на стабильность курса гривны.
Но самая большая шутка не в угле. Самая большая шутка оказалась в том, что самый дотационный регион, оказался регионом кормильцем:
Вот вам заявление Гонтаревой — главы НБУ, человека ответственного за курс национальной валюты.
И вот, сегодня, разродился Яценюк:
«Что мы производим: сельскохозяйственную продукцию, металл, часть производства которого мы потеряли в Донецкой и Луганской областях. Под обстрелами коксохим (Авдеевский коксохимический завод) и мариупольские заводы. Если в Мариуполе закроются заводы, произойдет социальный взрыв — 30 тысяч людей останутся без работы, а мы как страна останемся без налогов и без валюты. И, собственно говоря, наверное, все». источник
Как вам?
За год, всего за один год, выяснилось, что Донбасс — столь важная часть экономики Украины, что без неё нет валютной выручки, без неё нет угля и валюта уходит в АЮР и РФ на его покупку, что без этого региона у рядового украинца «борщевой набор» дорожает каждый день. Очевидная для меня истина, добиралась до мозгов нынешнего руководства Украины, целый год.
P/S
Но самое интересное то — что по сей день, лишь малая часть населения Украины, в состоянии осознать причинно следственную связь между майданом, приходом к власти ставленников США «заряженных» на разрыв с Россией, реакцией на это жителей Донбасса и РФ. Не улавливают, что вместо ассоциации с ЕС, нужно было кричать, — Возьмите нас в ТС. А миф про дотационность Донбасса, по сей день крепко держится в черепных коробках многих украинцев.
Подождём ещё год.