23 февраля в Новороссии сохранялась стабильно-напряжённая обстановка. Полномасштабные боевые действия не велись, однако по-прежнему горячими точками оставались Донецк, который обстреливался укропоартиллерией, и юг ДНР, где продолжались бои различной интенсивности под Широкино.
К 23 февраля хунта так и не начала отвод тяжёлых вооружений и техники от линии соприкосновения сторон. По заявлению укропокомандования, отвод техники начнётся только после полного прекращения огня со стороны ополчения. Ополченцы, в свою очередь, утверждают, что обстрелы и провокации продолжаются с укропостороны, а отвод техника был начат ВСН досрочно.
По состоянию на 23 февраля с позиций Донецкой и Луганской народных республик завершен отвод более 30 единиц тяжелого вооружения. С позиций армии ДНР осуществлен отвод около 20 единиц тяжелого вооружения, в том числе 6 реактивных систем залпового огня. Также досрочно были отведены артиллерийские системы крупных калибров и РСЗО из района Докучаевска, Горловки и Тельманово.
Военные события в ДНР
Ночь с 22 на 23 февраля прошла в Донецке напряжённо. Укроповики не прекращали обстреливать город, под обстрелами находись Куйбышевский, Киевский, Петровский районы. В результате обстрелов были полностью уничтожены дома частного сектора в Куйбышевском районе по ул. Степной и ул. Морозова.
По состоянию на 10:00 обстрел Донецка не прекратился. В результате артобстрелов различные степени повреждения получили три распределительных газопровода. В первой половине дня каратели провели обстрел по поселку ДСК в Петровском районе Донецка. Разрушения получили несколько многоэтажных жилых домов. Два снаряда украинских силовиков приземлились в непосредственной близости от дома. По состоянию на 13:00 в Донецке наступила относительное спокойствие. По состоянию на 21:45 на участке Кировский район Донецка — аэропорт фиксировалась работа укропского БПЛА, летательный аппарат был сбит.
В ответ на обстрелы Донецка были обстреляны позиции оккупантов возле населённых пунктов Пески, Водяное, Красногоровка, Авдеевка, шахты «Дутовка».
В районе Донецкого аэропорта и населенного пункта Пески вечером 23 февраля были слышны звуки стрелкового оружия, возможно, шли локальные встречные бои.
Около 8:10 в Авдеевке была слышна канонада, шёл обстрел. Утром, 23 февраля, снаряд попал в здание Авдеевского коксохимического завода (рядом с центральной проходной). Разрушен отдел кадров. Пострадавших нет. От обстрелов в городе разрушен ряд жилых домов и объектов.
Около 19:30 в районе н.п. Ясиноватая была слышна стрельба. Подробностей не сообщалось.
Утром, 23 февраля, в Горловке было слышно стрельбу из автоматов и пулеметов. В течение дня укроповики обстреливали позиции ополчения к северу от города у населённых пунктов Шумы, Доломитное, Майорск.
В Краматорске был зафиксирован пуск ракеты по направлению на Горловку, спустя несколько секунд был глухой взрыв в воздухе. Возможно, ракета была сбита. Прилётов в Горловке не зафиксировано.
Возле Артёмовска на трассе Харьков-Ростов (М-03) 23 февраля была замечена колонна из десятка «Икарусов», предположительно, шла ротация карателей.
В течение 23 февраля укроповоенными осуществлялся подвоз боеприпасов к огневым артиллерийским позициям оккупантов. Колонны техники активно двигались к Артёмовску, Константиновке, Красноармейску.
Международный Комитет Красного Креста (МККК) привез в Дебальцево продовольствие, товары медицинского назначения и другие предметы первой необходимости. По данным организации, всего в населенный пункт прибыли пять машин с гумпомощью, которой должно хватить примерно пяти тысячам жителей Дебальцево.
На территории бывшего Дебальцевского котла к 23 февраля могут оставаться еще более 100 тел укроповоенных. На 22 февраля укропскими волонтёрами были вывезены 159 тел погибших.
Наблюдатели ОБСЕ обнаружили к югу от Донецка ящики от кассетных боеприпасов. В пяти километрах к северо-востоку от контролируемой правительством Украины Старогнатовки были обнаружены остатки двух 220-миллиметровых ракет и ящики от кассетных боеприпасов.
По сообщениям укропостороны, в ночь с 22 на 23 февраля в районе Широкино около получаса шел бой. Утром в районе Широкино до 10:40 работали миномёты. Ополченцы якобы атаковали позиции карателей со стороны н.п.Саханка. В ответ укоповоенные открыли огонь из танков. Жители Мариуполя сообщали, что со стороны Широкино доносились звуки артиллерийской канонады. По данным ополчения, в результате боёв 23 февраля в селе Широкино был разрушен жилой дом, ополчением были уничтожены две бронемашины укроповиков, также были ранены восемь ополченцев.
23 февраля в 10:00 позиции ополчения в Новоазовске были обстреляны из танков и 120 мм минометов.
Как сообщила укропосторона, всего позиции сил карательной операции за 23 февраля были обстреляны 14 раз: Николаевка — 2 обстрела (миномёт, гранатомёт, стрелковое вооружение); Лебединское — 2 обстрела (артиллерия, САУ); н. п. Широкино — 10 обстрелов (артиллерия, танки, миномет, гранатомет, стрелковое вооружение). В 17:25 по позициям карателей в Широкино снайпер вёл прицельный огонь.
23 февраля в 19:15 в Мариуполе, в районе ул. Пашковского, группа быстрого реагирования из числа сотрудников спецподразделения МВД Украины «Сокол» и ГАИ ГУМВД Украины остановила машину для проверки документов. В ходе перестрелки были тяжело ранены три сотрудника милиции, один из них скончался в больнице от полученных ран. Не смотря на то, что они получили огнестрельные травмы, они продолжали преследовать этих двух мужчин, которые пытались скрыться на своем автомобиле. В результате погони один из фигурантов был убит, второму удалось скрыться в лесополосе.
Военные события в ЛНР
По сообщениям укропостороны, 23 февраля утром в 4 и в 6 часов из минометов были обстреляны позиции карателей в районе Попасной. В течение дня у города периодически вспыхивали встречные бои. Укропские диверсионно-разведывательные группы не оставляют попыток прорваться через позиции ополчения на окраинах города, ополченцы не дают осуществить прорыв. С 18:30 до 21:00 в Попасной были слышны разрывы снарядов, в том числе со стороны блокпоста оккупантов. В некоторых районах города пропало электричество. Укропосторона заявила, что обстрел позиций оккупантов в районе Попасной вёлся с окраин Ирмино и Первомайска.
Прочее
23 февраля отмечалась повышенная активность авиации хунты. Несколько бортов поднимались с аэродромов Днепропетровска и Чугуева. По меньшей мере, десяток боевых самолётов, в том числе шесть штурмовиков Су-25. Также транспортные борта Ан-26 с тех же аэродромов летали до Краматорска и обратно. Вечером очередной Ан-26 разгрузился в Краматорске и убыл направлением Чугуев.
По данным СНБО, за минувшие сутки в зоне карательной операции погибли двое бойцов, ранения получили 10 бойцов. За сутки позиции сил хунты были обстреляны 27 раз.
Число погибших в результате взрыва в Харькове, произошедшего 22 февраля, возросло до трех: в больнице скончался 15-летний подросток. По предварительным данным следствия, в Харькове во время шествия сработала противопехотная мина осколочного типа. Мина была размещена в снежной насыпи на обочине проезжей части проспекта Маршала Жукова.
Резидент Потрошенко-Вальцман подписал закон о полномочиях правительства в определении порядка обращения с военнопленными. Согласно закону от 3 февраля 2015 года, кабинет министров Украины уполномочивается устанавливать порядок осуществления мероприятий по обращению с военнопленными и интернированными лицами в особый период в соответствии с нормами международного права. Принятие закона было обусловлено необходимостью упорядочить вопросы сбора, охраны и содержания военнопленных и интернированных.
Общее количество внутренне перемещенных лиц на Украине составило 1 млн 42,1 тыс. человек, сообщило Агентство ООН по делам беженцев. Кроме того, по данным ООН, 268,3 тыс. украинцев ищут убежища, 406 тыс. — другой формы пребывания в других странах, в том числе в России.
Сводка подготовлена сотрудниками Информационно-аналитического Центра «Кассад»