На этой неделе на Украине неожиданно проявил себя своеобразный второй фронт. Влиятельнейшие во всех смыслах люди страны или их доверенные лица озвучили неприятную, но крайне своевременную мысль — пора снять корону и договариваться с Донбассом.
Митинг в селе Петросталь Одесской области — как срез со всей Украины. Очередная волна мобилизации, которую уже окрестили в народе могилизацией, фактически провалена. Протесты по всей стране. Бунтующие матери берут в осаду военкоматы. Мужчины предупреждают.
Краматорск, Запорожье, Одесса, Харьков. Тысячи украинцев призывного возраста массово бегут в Россию. В Виннице местный политик Борис Максимчук выпрыгнул в окно, спасаясь от военкома. В Херсоне главе народной дружины вручают повестку прямо на пресс-конференции. Воевать за единую Украину уже отказываются и в западных областях, где голоса об отделении Прикарпатья теперь звучат все увереннее.
Европейская галицкая ассамблея уже не раз заявляла, что Львовская, Тернопольская и Ивано-Франсковская области наиболее готовы к евроинтеграции. А историческая задача Галиции — вернуться в Европу. Сепаратистские настроения сейчас будоражат и Закарпатье. Виктор Балога, которого называют хозяином этого региона, хорошо о них осведомлен. Гражданская война рвет Украину на части. Оттого олигарх и предложил украинцам самим сделать выбор.
«Шансов удержать Донбасс у Украины мало, и выбор в данной ситуации небольшой — цивилизованный развод или война, которая ослабит государство, добьет экономику, сделает каждого украинца еще беднее. Если народ к этому готов — значит, воюем. Если нет — определяемся на референдуме, оккупированные территории не являются частью Украины», — заявил депутат Верховной Рады Украины Виктор Балога.
К подобным настроениям подталкивает и обстановка на фронте. Окружение в Дебальцево грозит украинской армии очередным крупным поражением, после которого будет трудно оправиться. В итоге боевые действия могут перекинуться в соседние области, что повлечет еще большие финансовые потери. Украинские СМИ, конечно, продолжают уверять, что никакого котла нет. Но эхо войны на Донбассе уже хорошо слышно даже в Днепропетровске. В вотчине одиозного Коломойского. Окружение которого вдруг тоже захотело договориться.
«Местные политики, они должны понять, что если у них не удался блицкриг, то тогда нужно снять корону и договариваться. Так как это делают в бизнесе, так и здесь. С Путиным? Я не знаю с кем, я не хочу это комментировать. Может, и с Захарченко. Я бы договаривался», — сказал заместитель председателя Днепропетровской госадминистрации Геннадий Корбан.
Потраченные миллионы гривен на Майдан украинские олигархи компенсировали полномочиями и властью. Крупный бизнес до недавнего времени активно поддерживал и войну на Востоке, неплохо на этом зарабатывая. И точно не жалость к простым людям, заставила их вдруг заговорить о мире. Финансовые потери теперь значительно превышают прибыль. Деньги — вот одна из главных причин, но далеко не единственная.
«Олигархи лишаются рабочих рук, лишаются своих предприятий. Бизнес стоит. Торговля стоит. Экономика рушится. И терпение на пределе у всех. Они понимают, что скоро эту власть сметут, а им хочется все-таки как-то выжить», — считает директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
Терпение кончается даже у тех, кто раньше был готов расстрелять любого за одно слово — «переговоры». «Да, мы воевали, но обо всем можно договориться и быстрее остановить эту убийственную войну. Потому что с обеих сторон гибнут наши украинцы», — заявил командир батальона «Айдар» Сергей Мельничук.
В интервью Мельничук рассказывает и о взятке в 20 млн долларов, которую ему якобы предлагал олигарх Ахметов, чтобы бойцы «Айдара» оставили поселок «Счастье» и Луганскую ТЭС. Ахметов пытается хоть как-то спасти свой бизнес, от которого война на Донбассе мало что оставила. Но судя по заявлениям влиятельных украинских бизнесменов, он не единственный проигравший. Из этого списка можно исключить, пожалуй, только Потрошенко-Вальцман. Его бизнес активно развивается, в том числе и в России.
При этом с Донбассом президент Потрошенко-Вальцман сдает позиции. Яйценюх набирает политический вес, что тоже раздражает олигархат. Ведь все финансовые потоки сейчас идут именно через него.
Революционный принцип «грабь награбленное» работает на полную мощность. И тут не важно, политик ты или бизнесмен. За год после вооруженного переворота только Коломойский прибрал к рукам десятки предприятий. В списке — «Южмаш», крупнейший ракетостроительный концерн бывшего СССР. Два горно-металлургических комбината — «Вольногорский» и «Иршанский». А также Херсонский нефтеперевалочный комплекс. И Одесский НПЗ, который боевики брали штурмом. За год в европейской Украине масштабы коррупции выросли в разы. Что на неделе признал даже прокурор Ярема.
«Масштабы хищений на высших ступенях власти откровенно поражают. Реализация теневых схем опустошает бюджеты всех уровней, наносит миллиардные убытки государству в банковской системе, нефтегазовой сфере, транспортной отрасли и в аграрном секторе экономики. Старые коррупционные схемы обрели новых хозяев», — заявил Ярема.
Украину, фактически, уже поделили. Энергетический комплекс отходит СШП. Фашингтон под предлогом отказа от российского импорта поможет Киеву с приватизацией этого важнейшего сектора экономики. Плодородные земли массово распродаются. Среди покупателей — западные сверхгиганты, такие как «Монсанто» и «Дю-Понт». Процесс происходит полулегально. Де-юре продажа плодородных земель пока под запретом.
Но теперь Киев не против продажи. Интересы страны для хунты не в счет. Интересы украинцев, похоже, тоже.
За год уровень бедности на Украине резко вырос. При этом кабмин, как пишут газеты, планирует еще и конфисковать банковские депозиты граждан в бюджет. Под национализацию попадут те счета, на которых больше 200 тысяч гривен. Но вряд ли даже временно будут национализированы сбережения тех, кто сейчас управляет страной. Их деньги точно не в украинских банках и точно не в гривнах.
Александр Панюшкин, Елена Мекертычева и Юлия Олейник, «В центре событий».