Кто кого убивает на Востоке Украины

Новости с Востока Украины по уровню тревожности приблизились к новостям из Киева месячной давности. Массовые столкновения и убийства в Донецке, ночная перестрелка в Харькове, российский МИД заявляет о боевиках-националистах, нападающих на мирных граждан, и обвиняет Киев в попустительстве бесчинствам радикалов. Что происходит на Востоке Украины?

Чей бунт?

Сегодня можно с уверенностью утверждать: в восточных регионах Украины реализуется сценарий дестабилизации. Прежде всего почему в этих якобы стихийных волнениях участвуют граждане РФ? Причем это происходит практически в открытую. Вербовка «туристов» проводится в социальных сетях, а некоторые из них публикуют в интернете видео своих приключений. На спонтанное проявление славянской солидарности это мало похоже. Ведь чтобы собрать гастролеров в России, переправить их через границу и разместить на Украине, нужны не только серьезные финансовые средства, но и весьма обширные политические связи.

Понятное дело, что у народных лидеров Востока таких ресурсов нет. Более того, есть все основания считать их просто подставными лицами. Судите сами: народным губернатором Луганщины был провозглашен некто Александр Харитонов, подрабатывающий грузчиком. На Донетчине губернатором стал Павел Губарев, который еще в прошлом году работал Дедом Морозом по вызову. Что касается их общественной деятельности, оба состояли в Прогрессивной социалистической партии Украины, которая исчезла из украинской политики лет 10 назад. Аналогичная картина наблюдается в Запорожье. Там за лидерство в пророссийском движении борются журналист местной газеты, казак и общественник, считающий себя индийским принцем. В общем, сплошные политические тяжеловесы.

Похоже, что реальными заказчиками и режиссерами восточной заварухи являются региональные элиты. Например, в Харькове пророссийскими движениями руководит мэр Геннадий Кернес вместе с экс-губернатором Михаилом Добкиным. Организацией беспорядков в Луганске занимался непосредственно депутат областного совета Арсен Клинчаев (Партия регионов). Причем после задержания Клинчаева и Харитонова СБУ облсовет выступил в их защиту, не увидев нарушений закона в захвате облгосадминистрации и местного телеканала.

Нагнетание протестных настроений может быть использовано хозяевами Востока как повод для шантажа официального Киева. Ведь после краха режима Януковича регионалы оказались в крайне уязвимом положении и готовы пойти на многое, чтобы выторговать себе политическую и экономическую нишу. Отсюда и постоянные призывы к федерализации. Причем это стремление регионалов разделяет и Кремль, требующий от Украины перехода к федеративному устройству. Не исключен также вариант, что дестабилизация Востока проходит в рамках подготовки к российскому вторжению. В пользу этого свидетельствуют оперативные комментарии МИД РФ столкновений в Донецке и Харькове, где постоянно повторяются слова про необходимость спасти мирных граждан от боевиков-националистов.

Кого спасать?

С российским МИД не поспоришь в том, что кровавые стычки на Востоке действительно происходят. Правда, кого именно здесь нужно спасать – это еще большой вопрос. Посмотрим на ситуацию в Донецке. 13 марта там произошло столкновение между участниками антивоенного и пророссийского митингов, в результате которого один человек погиб. «На мирных демонстрантов, которые пришли на улицы города… напали праворадикальные группировки», – так описали трагедию в МИД РФ. Правда, в МИД забыли уточнить, что убитым оказался член националистической партии «Свобода» и что громили милицейский транспорт именно пророссийские демонстранты.

В заявлениях МИД РФ упоминался и Луганск, над которым нависла угроза в лице боевиков «Правого сектора». Молодчиков Дмитрия Яроша здесь ожидают чуть ли не с ноября прошлого года. Между тем за все это время луганчане пострадали лишь во время инцидента 9 марта – в тот день пророссийские митингующие напали на горожан, отмечавших неподалеку 200-ю годовщину со дня рождения Тараса Шевченко. По счастливому стечению обстоятельств обошлось без жертв, хотя некоторые поклонники поэта получили травмы разной степени тяжести – от сотрясения мозга до выбитых зубов.

Что касается Харькова, то в ночь на 15 марта действительно имела место стычка «Правого сектора» с пророссийскими активистами, двое из которых были убиты. МВД Украины предприняло необходимые меры пресечения. На данный момент 25 националистов задержаны и находятся в изоляторе временного содержания. Также задержаны и несколько человек из числа их оппонентов. Понятное дело, факта уличной стрельбы это не отменяет. Но есть все основания считать, что это был конфликт между враждующими группировками боевиков, а не между «фашистами» и мирными гражданами. Во-первых, как утверждают в МВД Украины, оружие было изъято у обеих сторон конфликта. А во-вторых, среди пророссийских «мирных граждан» были члены бойцовского клуба «Оплот».

«Оплот» – это локальный харьковский аналог «Правого сектора», только пророссийской направленности. Лидер «Оплота» Евгений Жилин в одном из интервью заявлял по поводу евромайдановцев буквально следующее: «Все они должны знать, что, если в ходе их задержания я отломаю ему руку, ногу или выбью глаз, я буду действовать правомерно и законно. Закон меня не только прощает, но и поощряет к этому действию». И далее: «И я, как кандидат юридических наук, разъясняю эти нормы закона всем своим бойцам. Я им говорю, что вы спокойно можете выбить глаз, отломать руку или отломать ногу нападающему». В общем, не стоит удивляться, что 23 февраля «оплотовцы» напали на харьковских евромайдановцев и открыли по ним стрельбу из травматического оружия. Также за «Оплотом» тянется шлейф других уголовных эпизодов.

Так что позиция МИД РФ по харьковским событиям отражает действительность лишь частично. В ту ночь произошло столкновение враждующих группировок радикалов, в котором обе стороны применили огнестрельное оружие. Как говорится, сошлись два одиночества. Также нет признаков попустительства со стороны новой власти в отношении «Правого сектора» и других правых радикалов. Напомним: сейчас правительство пытается загнать их в стойло Национальной гвардии, поставив разрозненные группировки под контроль государства. Кроме того, 16 марта МВД и СБУ призвали украинцев сдавать незарегистрированное оружие и начали мероприятия по его выявлению.

К сожалению, ситуация на Востоке все еще остается нестабильной. С одной стороны, дестабилизации обстановки способствуют пророссийские радикалы и часть региональной элиты, разыгрывающая при поддержке Кремля свой собственный сценарий. С другой стороны, новое правительство в Киеве пока еще не успело обуздать разгулявшихся «детей революции». Также обострению ситуации способствуют стянутые к украинской границе российские войска. Их близость создает в регионе атмосферу предвоенной тревоги и придает уверенности пророссийским радикалам. В конечном итоге за это расплачиваются те самые мирные граждане, о которых так печется МИД РФ. Но похоже, что в прекращении насилия ни Кремль, ни восточноукраинские элиты не слишком-то заинтересованы. Вопрос лишь в том, сколько еще восточных украинцев погибнет во имя их (гео)политических интересов.

Максим Вихров