Еще два месяца назад Крым и не думал отделяться от Киева. В Крыму состоялся референдум. Его итоги вряд ли оказались неожиданными. По предварительным данным, более 95 % проголосовавших высказались за присоединение полуострова к России в качестве субъекта Российской Федерации. Кто бы что не говорил про законность проведения голосования в Киеве, Брюсселе или Вашингтоне, воля жителей Тавриды определена однозначно. Ее подтверждает высокая явка. По данным крымской комиссии по проведению референдума, своим правом определить будущее региона воспользовались более 80 % имеющих право голоса. Это опровергает домыслы тех, кто говорил, что люди шли голосовать буквально под дулами автоматов: добиться такой высокой явки насилием и угрозами просто невозможно.
В то же время, несмотря на результаты референдума, судьба Крыма до конца еще не определена. Государственная Дума планирует только 21 марта начать рассмотрение закона о присоединении к Российской Федерации новых регионов. Как показывает жизнь, Кремль обычно не спешит определяться в подобных вопросах. Признание Южной Осетии и Абхазии произошло только после прямого военного вторжения со стороны Грузии в августе 2008-го. Да и на Западе к усилению России относятся, мягко говоря, без восторга.
Как говорит крымский политолог Сергей Кулик, на полуострове понимают все сложности начатого процесса присоединения к России:
– Я был на нескольких избирательных участках. Действительно, была очень высокая явка. Я сам голосовал в 10 утра, к этому времени число проголосовавших на моем участке было около 25%. Такого никогда у нас не было. Даже когда в первый раз выбирали между Януковичем и Ющенко.
Люди, голосуя за присоединение Крыма к России, прекрасно понимают, что манна с неба сразу падать не начнет. Но люди уверены, что никто не придет их убивать и не начнется то же, что происходит в Киеве.
На мой взгляд, украинская государственность сгорела на кострах Майдана. Люди, которые голосовали за присоединение к России, еще два месяца назад не думали об этом. Они поддерживали единство Украины, законного президента Януковича и «Беркут».
Уйти в Россию решили не от хорошей жизни. Все прекрасно понимают, что в России много своих проблем. И все знают, что придется пережить некоторый период независимости. Может, год-два. Пока нормативная база Крыма будет приведена в соответствие с российским законодательством.
Но люди настроены оптимистично. Они уверены, что никто уже не будет им навязывать свою идеологическую волю, как это было все последние 23 года. Нас постоянно убеждали, что наши герои – это предатели, а те, кто стрелял в спину советским воинам в Великую Отечественную войну – герои.
«СП»: – Жители Крыма понимают, что российское руководство может долго тянуть с принятием полуострова в состав государства? К примеру, в Приднестровье было много референдумов, но до сих пор Россия не признала государственность этой страны.
– В принципе, люди понимают, что такая ситуация возможна и в отношении Крыма. Я разговаривал со многими, они открыто говорят, что решения всех проблем уже завтра не ждут. Но хуже уж точно не будет.
Тем более что Крым – это довольно самодостаточный регион. Раньше у нас до 80% всех денег уходило в Киев. Сейчас у людей есть надежда, что придут инвесторы из России и будет лучше. И что будет от Российской Федерации защита от киевской власти, которую иначе как хунтой не называют.
Украину развалил Майдан. Еще несколько лет назад о воссоединении с Россией говорили единицы. Сейчас люди сделали такой выбор потому, что их заставила жизнь.
Совсем другие настроения после референдума в столице Украины.
Киевский политолог Виталий Бала предупреждает, что праздновать победу жителям Крыма и всем сочувствующим им еще рано: Киев никогда не признает результатов.
«СП»: – А кроме непризнания власти в Киеве способны на другие действия?
– Конечно способны. Разных шагов очень много. Хотя это вопрос к власти, что она будет делать. Почему-то все забывают, что Крым это не только Севастополь и Симферополь. Там важную роль играют крымские татары. Если россияне и украинцы могут куда-то уехать, то крымским татарам деваться некуда. Так что ситуация в Крыму очень взрывоопасная. Мы не знаем сегодня, что будет завтра.