Единственным действующим предприятием Украины, способным обеспечить полный цикл ремонта и восстановления артиллерийских систем, является «Шепетовский ремонтный завод» в Хмельницкой области. Именно он и его специалисты весь 2014 год обеспечивают расконсервацию, ремонт и модернизацию основной массы воюющих в Донбассе реактивных систем залпового огня и САУ.
Летом 2014 года завод в Шепетовке получил почти половину всех денег, выделенных бюджетом Минобороны Украины на ремонт военной техники. В августе этого года восстановление одной САУ «Акация», прибывшей с баз длительного хранения после 20 лет под открытым небом, занимало на заводе в среднем один месяц работ. Проблемой завода является то, что часть его квалифицированных работников постоянно отвлекается на фронтовые командировки в ремонтно-эвакуационные части — своих технических специалистов у армии хронически не хватает.
При текущем уровне интенсивности производства и финансирования (просто отличного для современной Украины) мощности завода позволяют за всю вторую половину 2014 года отремонтировать и ввести в строй около 300 артиллерийских установок. Вместе с куда более скромными возможностями других производств это позволит войскам Украины поддерживать «артиллерийский кулак» в Донбассе на прежнем уровне, но не позволяет значительно нарастить численность и мощь артиллерии.
Пока же из трех артиллерийских бригад ВСУ, фактически существовавших на момент начала конфликта, одна — 11-я артбригада, располагавшаяся в Тернополе, — расформирована и ее техника пущена на доукомплектование двух оставшихся воюющих бригад. Когда-то, во время Великой Отечественной войны эта ныне исчезнувшая бригада прошла от Сталинграда, через битву под Курском до Берлина.
Проблемы украинской артиллерии может усугубить и вероятный дефицит боеприпасов. В начале 2014 года на оснащении ВСУ находилось около 400 РСЗО «Град», «Ураган» и «Смерч». Реактивные системы очень широко применялись и применяются в ходе конфликта в Донбассе. И здесь проблемой является не ремонт и восстановление пусковых установок, а как раз наличие и стоимость боекомплекта.
Фрагмент крыла украинского штурмовика Су-25, сбитого в небе над Мариновкой в окрестностях Снежного. Фото: Андрей Стенин / РИА Новости
Если установка «Смерч» стоит около 12 миллионов долларов, то один заряд к ней — порядка 100 тысяч долларов. То есть за 10 залпов РСЗО «Смерч» выпускает полную свою стоимость. Самая старая и простая РСЗО «Град» залпом одной установки выпускает в небо разом 320 тысяч долларов США.
Некоторая часть своих РСЗО Украиной модернизирована на уже упоминавшемся заводе в Шепетовке и даже переставлена на КРАЗы, автомобили собственного производства Кременчугского автозавода. При этом до лета 2014 года двигатели для военных грузовиков КРАЗа поставлялись из России с Ярославского моторного завода. Когда же Кременчугский завод получил большие заказы на поставку грузовиков в воюющую армию Украины, то с поставками российских моторов начались проблемы. И ныне КРАЗу приходится закупать дизельные двигатели Cummins L360-2, производимые компанией США на территории Китая.
Военные наблюдатели уже окрестили конфликт в Донбассе войной РСЗО. В условиях почти полного отсутствия авиации и вертолетов (у повстанцев их нет, у войск Киева — минимально), при ограниченном использовании танков, именно ракетные системы залпового огня активно и постоянно применяются обеими сторонами конфликта. И если дефицита в самих установках у войск Киева нет, то дефицит боеприпасов к ним уже вполне вероятен.
После 1991 года зарядов РСЗО на Украине не производилось. За два десятилетия какая-то часть оставшихся в наследство от СССР неизбежно испортилась на складах, часть продана на экспорт. Часть активно потрачена в боевых действиях с июня 2014 года. Особенно это касается ракет к самой новой и мощной РСЗО «Смерч», которая стала серийно производиться на территории России незадолго до распада СССР и, соответственно, Украине просто не достались по наследству большие запасы ракет к ней.
Кроме того, в 2004-06 годах трижды происходили крупные взрывы на артиллерийских складах в Новобогдановке Запорожской области и в 2008 году почти неделю взрывались загоревшиеся артиллерийские склады под Лозовой в Харьковской области. Помимо старых артиллерийских снарядов (в том числе оставшихся со Второй мировой и хранившихся под открытым небом) в Лозовой погибла и часть запаса ракет к системам РСЗО.
В ноябре 2014 года на Украине стали расконсервировать с хранения самые тяжелые в мире САУ «Пион». Эти 203-миллиметровые монстры способны стрелять снарядом весом 100 килограммов на 50 километров. Украине в наследство от СССР досталась почти сотня таких «Пионов» и в 1996 году все они были законсервированы. Суть в том, что эти тяжелые САУ изначально создавались для применения тактических ядерных боеприпасов. Для локального же конфликта они явно избыточны и неудобны, в отличие от реактивных систем залпового огня. Но дело в том, что для «Пионов» на Украине как раз остался некоторый запас снарядов, что немаловажно в условиях наметившегося дефицита ракет к дальнобойным РСЗО.
До 1991 года вся территория Украины, по сути, была тыловыми складами для советских армий, располагавшихся в Восточной Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии. Поэтому в наследство от СССР Украине досталось почти 2 миллиона тонн артиллерийских боеприпасов.
Все 20 лет независимости шла утилизация этих грандиозных запасов. Кстати, настойчивые требования поскорее их утилизировать выдвигали именно страны Запада. В 2005 году будущий президент США Барак Обама в составе делегации американских сенаторов даже наблюдал за процессом утилизации артиллерийских боеприпасов Украины на Донецком заводе химических изделий. В конце октября 2014 года именно этот завод украинские войска обстреляли тактическими ракетами «Точка-У».
По различным оценкам до 90% всех имеющихся на Украине боеприпасов с истекшими сроками хранения. Нового производства артиллерийских снарядов в стране нет. Единственный завод по производству снарядов для ствольной артиллерии — Казенное предприятие Шосткинский завод «Звезда» — расположен в Сумской области в 50 километрах от границы с Россией. Завод основан еще в XVIII веке, это старейшее военно-промышленное предприятие Украины. С 2004 года девять лет подряд завод не выполнял никаких военных заказов вообще.
Ситуация не изменилась и после начала гражданской войны — в ноябре 2014 года единственный на Украине завод по производству боеприпасов для пушек и гаубиц был частично отключен от электроэнергии из-за больших долгов перед ее поставщиками. Судя по всему, власти в Киеве надеются, что на локальные бои в Донбассе хватит старых запасов, в крайнем случае, артиллеристы смогут стрелять по повстанцам и населенным пунктам Юго-востока откровенной некондицией. Однако если бы официальный Киев действительно верил в то, что воюет с Россией или всерьез опасался реальной интервенции российской армии, то подход к производству артснарядов был бы принципиально иным.