Фейки, целящиеся в сферу наших эмоций зачастую являются отправными точками, спусковыми крючками, запускающими цепь разрушительных событий, по силе сопоставимых с социально-политическим Чернобылем.
Украинцы уже привыкли к тому, что политики, пользуясь жаргонным выражением «не отвечают за базар». А помните, с чего все началось? С «головы Гонгадзе». Несколько поколений сменявших друг друга генпрокуроров прилюдно божились найти и наказать виновных, однако мы до сих пор не знаем, является ли пресловутое «таращанское тело» телом самого Гонгадзе. Мать Георгия успела умереть, но так и не узнала правды о гибели сына.
А потом были «пленки Мельниченко», раскрутка которых привела к первому Майдану. Или «отравление Ющенко». Было ли оно, мы так до сих пор и не знаем. И, видимо, не узнаем, так же как американцы не доведаются, кто же на самом деле убил Кеннеди.
Это дело, точнее, его бесцеремонное «юзание» политиками стало показательным для новой Украины. Всяк спешил выдать на-гора свой вердикт, кого-то заклеймить и обвинить, а между тем сам Ющенко годами отказывался сдать на анализ свою кровь. Зато образ «невинно пострадавшего за народ» «мессии» беззастенчиво использовался политтехнологами в том числе и для расшатывания ситуации в стране, когда миллионы людей ловили на эмоции, на сочувствие, умышленно накаляя градус вражды в обществе.
Или возьмем пресловутые «фальсификации» на выборах-2004. Ведь до чего прилипчива пропаганда. Вдолбили в голову миф и не беда что доказательствами не озаботились. Многократно повторенный миф обретает собственную реальность, живет собственной жизнью, обрастая в головах людей новыми подробностями.
Инерция пропаганды настолько сильна, что сегодня даже люди, успевшие жестко разочароваться в Ющенко, тупо, как мантру «ом мани падме хум» повторяют бред про «массовые фвльсификации». И против этого бессильны любые рациональные аргументы. Можно сколько угодно напоминать, что имея в своих руках все возможности, Ющенко с подельниками не смог доказать ни одного случая фальсификаций. За фальсификации не сел ни один человек. А Кивалов, на которого оранжевая пропаганда наклеила ярлык «пидрахуя» и «главного фальсификатора», даже удостоился от Ющенко почетной грамоты за заслуги. Так были фальсификации или нет? Кто даст ответ?
Что интересно, в подобных случаях роль судей и прокуроров выполняют пропагандисты и «заряженная пресса». Как это было совсем недавно, этим летом, в истории с потерпевшим крушение малазийским «Боингом». Самолет еще не успел упасть, а подконтрольные киевской власти СМИ уже пестрели заголовками, не оставлявшими никаких сомнений в том, кто же виновен в авиакатастрофе. Еще до проведения какого-либо расследования, еще до вскрытия «серных ящиков», украинские СМИ сами назначили «виновных» .
А дальше завертелась пропагандистская машина и опять, как и в истории с «отравлением Ющенко» публику пытались взять эмоциями. Как же так, ведь погибли люди. Да расстрелять этих «террористов» как бешеных собак! Закатать «Лугандонию» в асфальт! и тд и тп. Толпа, в данном случае виртуальная, многочисленные посетители форумов и соцсетей, вершили суд и расправу, оглядываясь исключительно на свое «революционное чутье».
Но фейки используются не только для удовлетворения примитивных инстинктов жаждущей чьей-то крови толпы. Фейки, целящиеся в сферу наших эмоций зачастую являются отправными точками, спусковыми крючками, запускающими цепь разрушительных событий, по силе сопоставимых с социально-политическим Чернобылем.
Именно так было со стрельбой на Майдане и гибелью «небесной сотни». Кто стрелял, кто отдал приказ, зачем он это сделал. Кто завез снайперские винтовки, из которых стреляли по боевикам на Майдане. Все это несущественно. Главное- начали стрелять, а кровь в прямом эфире многочисленных стримов моментально отключила разум у миллионов людей сделав их легкой добычей искусных манипуляторов. После массовых убийств на Майдане стало очень легко убедить толпу в необходимости пролить кровь еще и еще раз. Чтобы «оправдать» уже произошедшие смерти.
Опять-таки, к слову. Прошел почти год, а никаких доказательств причастности к смертям на Майдане Януковича до сих пор не нашли. Как не нашли и доказательств его «преступной» деятельности вообще. Тем не менее, однажды запущенное словосочетание «преступный режим» продолжает, как ни в чем не бывало, гулять по СМИ. И его повторяют снова и снова, не замечая реальных преступлений уже нынешнего режима. Например, убийств детей на Донбассе.
Самое омерзительное, когда их начинают оправдывать необходимостью защищать страну от «нападения России». При этом никаких доказательств российской агрессии тоже нет. Все только разговоры да фейковые снимки, гуляющие интернетом. Но зато миллионы людей повторяют слова пропагандистов о «русских оккупантах» и со страхом ждут очередной, которого уже по счету даты российского вторжения.
А в это время политики используют фейк об «агрессии» для оправдания реального решения об отмене внеблокового статуса страны. А ведь это судьбоносное решение, в корне меняющее всю внутреннюю и внешнюю политику на годы вперед. Но в его основе- обман. Злоупотребление доверием.
У всех перечисленных и оставшихся за кадром неназванных примеров злоупотребления доверием масс в политических целях есть одна общая черта. Дело в том, что манипуляторы довольно цинично относятся к чувствам и эмоциям людей. Достаточно надавить на кнопку жалости или сочувствия, добиться нужного краткосрочного эффекта, а потом об этих людях забывают, как будто их и не было. А сами жертвы обмана продолжают жить, но жить уже в новой, измененной благодаря их активным или пассивным усилиям ситуации,
Те же, кто начинает что-то понимать, открывают следующую главу в этой длинной истории. Эта глава- о предательстве. Как открыли ее недавно родственники членов «небесной сотни», кричавшие «Позор!» в адрес Порошенко. А ведь ирония судьбы, которой посвящен этот текст, состоит в том, что погибшие на Институтской отдали жизни за то, чтобы такие как Порошенко проторили себе дорогу наверх.
БЛЮМИНОВ АЛЕКСЕЙ