Как сильно ошибаются те, кто наивно думает, будто СШП и Запад развязали экономическую агрессию и санкционную войну против России из-за ее позиции по Украине. На самом деле, все было задумано несколько раньше – примерно год назад, когда состоялась закрытая встреча между высокопоставленными представителями СШП и Саудовской Аравии. Причем настолько закрытая, что на нее даже не пустили принца Бандара, который в то время возглавлял разведслужбу КСА и был секретарем совета национальной безопасности королевства.
Так что отсутствие на церемонии открытия Олимпиады в Сочи руководителей ведущих западных стран, включая канцлера А. Меркель и президента Олланда, было вполне закономерным: они уже знали, что им вскоре предстоит делать против Москвы. Видимо, остатки совести сыграли свою роль, хотя в это сейчас с трудом верится.
На той встрече СШП с саудовцами поставили один вопрос: резко снизить цены на нефть, вплоть до 50 долл. за баррель, что якобы позволит заставить Иран пойти на серьезные уступки по ядерной программе и подорвать его энергетику, чего и добивались в Эр-Рияде. «Российский аспект» американцами тогда особенно не акцентировался, что, правда, все-таки произошло уже после начала кризиса на Украине, в частности во время визита в королевство президента Обамы.
Саудовцы проявили упорство, отметив, что снижение цен на нефть сильно ударит по выполнению социальных программ, предусмотренных бюджетом КСА, с негативными последствиями внутриполитического плана. В этих условиях американцы пошли на шантаж, фактически припугнув саудовцев тем, что обладают компрометирующими материалами на многих членов королевской семьи, включая грубые нарушения гуманитарных прав, норм морали, финансовые злоупотребления и т.д. что может, в случае предания фактов огласке в мировых СМИ, послужить основанием для возбуждения против Аль Саудов уголовных дел.
Кроме того, СШП предоставили данные о наличии в населенной шиитами Восточной провинции королевства значительного количества «спящих ячеек», насчитывающих десятки тысяч приверженцев идеологии Хизбаллы, ориентированных на Иран, которые в любой момент могут взять в руки оружие и выступить против ваххабитского режима. И это подействовало, хотя сроки начала реализации плана по резкому снижению цен на нефть не были определены конкретно.
СШП нужно было дождаться начала украинского кризиса, чтобы падение нефтяных цен совпало по времени с финансово-экономическими санкциями Запада. И именно с января с.г. Фашингтон задействовал план по резкой дестабилизации ситуации на Украине в том числе по силовому сценарию с использованием возможностей олигархов типа Каломойского. Надо признать, что свержение режима В.Януковича и государственный переворот в Киеве прошли достаточно гладко для Фашингтона, но мало кто ожидал, что Москва займет жесткую позицию по Крыму, а на юго-востоке Украины разгорится мощный очаг сопротивления тем силам в Киеве, которые захватили власть незаконным путем с опорой на открытую моральную и скрытую военную поддержку Запада.
В этих условиях в Эр-Рияде заподозрили СШП не только в двойной игре по Ирану, но и в желании использовать нефтяное «оружие» Саудовской Аравии прежде всего против России и для свержения антиамериканского режима в Венесуэле – третьем по размерам экспортере нефти. Ведь американцы без всяких проблем продлили временное соглашение с Тегераном по ИЯП, при этом смягчая финансово-экономические санкции против ИРИ. И тут у Аль Саудов зародились подозрения, что КСА просто стала разменной монетой в чужой игре, да еще и оно должно была оплатить все расходы по ней.
Падение нефтяных цен должно было начаться в июне с.г., но тут грянула проблема с ИГИЛ, которая потребовала и от СШП, и от КСА срочных мер для предотвращения коллапса на Ближнем Востоке путем превращения его в исламский Халифат радикального типа. И Эр-Рияд взял тайм-аут по «нефти», тем более что ему нужны были деньги для того, что остановить продвижение ИГ на юг — в сторону самой Саудовской Аравии. На том этапе Фашингтон не мог требовать от Эр-Рияда пожертвовать своим выживанием ради разрушения экономики России, ослабления Ирана и свержения законного правительства в Венесуэле.
Но в августе, когда ситуация с ИГ существенно стабилизировалась, СШП вернулись к давлению на Саудовскую Аравию. И та пошла с осени с.г. на резкое снижение цен на нефть. Сначала пошло увеличение объемов производства и экспорта нефти Королевства, а затем началась вообще грязная игра – продажа саудовской нефти по цене, ниже рыночной. Именно тогда начался ежедневный обвал цен.
К КСА присоединился Кувейт – еще одно зависимое от Фашингтона княжество Персидского залива. А СШП параллельно громко закричали о готовности залить весь мир своей сланцевой нефтью. Хотя здесь были задействованы инструменты информационной фальсификации: американцы убедили весь мир в своих огромных запасах сланцевой нефти, которых на самом деле в 2 раза меньше, чем было объявлено. Саудовцы подыгрывали американцам, говоря, что повышением экспорта нефти они играют не против России, а ради сохранения рынков сбыта перед лицом наступления сланцевой нефти СШП. И многие, даже серьезные нефтяные эксперты, поддались этому, создав своими негативными прогнозами панику. Пошли разговоры о том, что цена на нефть может упасть аж до 40 долл. за баррель.
Надо признать, что российские экономические эксперты и финансовые ведомства поддались панике. Отсюда – «черные понедельник и вторник», когда казалось, что рубль вот-вот обвалится. Тем более что саудовцы продолжали снижать цену на нефть ниже мировых. Но тут вмешались объективные факторы. Первой не выдержала Великобритания, которая участвовала в «сговоре» СШП и КСА против России. Ведь себестоимость добычи нефти на месторождениях Северного моря оказалась всего на 1,5-2 доллара ниже ее продажной цены. «Бритиш Петролеум» забила тревогу во все колокола, фактически признав, что находится на грани прекращения добычи нефти.
А тут ведь еще и Норвегия, которая тоже работает в Северном море. У европейских союзников отпало желание оплачивать за свой счет политические амбиции Вашингтона в отношении Москвы. Но что очень важно – затрещало по швам саудовское королевство. В Восточной провинции произошла вспышка терроризма, причем на уровне суннито-шиитского конфликта. Прокатились волнения по всем городам этого региона. Наступил разряд в правящих элитах, которые резко потеряли доходы. А сокращения социальных программ вызвало брожение среди простого населения КСА.
И это на фоне того, что ИГИЛ объявил Саудовскую Аравию зоной своих действий, а на юго-западе Королевства в Йемене хусисты не просто захватили власть, но и закрепились там, причем явно надолго. А тут еще в Эр-Рияде наконец-то узнали, что СШП ведут тайные контакты с Ираном на предмет подписания соглашения по ИЯП уже в феврале-марте 2015 года. И тогда – прощай антииранские санкции! А значит – прощай место КСА как основного партнера Вашингтона на Ближнем Востоке.
Настало время Саудовской Аравии «ответить» лжецам из СШП. И вот уже с 20 декабря баррель нефти стал дорожать на торгах на биржах Лондона и Нью-Йорка. Произошло это после того, как министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими 19 декабря сделал заявление о восстановлении сотрудничества между станами ОПЕК. По его словам, нефть будет дорожать, а рынок «черного золота» восстановится.
По словам Али аль-Наими, нефть в ближайшие десятилетия будет основным источником энергии. Правда, Фашингтон тут же вмешался и вновь смог поставить Эр-Рияд в известную позу, когда приходится делать то, что бьет по тебе же. Американцы вновь среагировали быстро. И вот уже саудовский министр отыгрывает назад, причем резко: «Где бы ни оказались цены, сокращение добычи не в интересах производителей ОПЕК, – заявил он 23 декабря. – Если она опустится до $20, $40, $50 или $60, это не относится к делу».
По словам министра, мир может никогда больше не увидеть нефть по $100 за баррель. «Если Саудовская Аравия снизит производство, цены пойдут вверх, и русские, бразильцы и разработчики сланцев в СШП заберут нашу долю рынка», – подчеркнул аль-Наими. По его оценкам, бюджеты стран Персидского залива способны выдержать длительный период снижения цен, так как себестоимость добычи в регионе составляет $4-5 за баррель.
Первыми, по оценке министра, пострадают шельфовые проекты Бразилии, стран Западной Африки и Арктики. «Так что рано или поздно, сколько бы они ни протянули, в конце концов их финансовые возможности заставят их сократить добычу», – прогнозирует он. «Мы хотим сказать миру, что только страны с высокой эффективностью добычи нефти заслуживают доли на рынке», – заключил министр нефти Саудовской Аравии. Как говорится, откровеннее не скажешь. Маски сброшены. Саудия открыто объявила о своих намерениях в отношении России.
Но Фашингтон на этот раз все равно проиграл. Российская экономика выдержала, а Обаме теперь ничего не остается делать, как наблюдать за восстановлением курса рубля и экономической стабилизацией в РФ. Конечно, Москва и все россияне заплатили большую цену за зависимость от нефтегазовой иглы. Но зато теперь в Москве больше нет иллюзий относительно СШП и их европейских союзников, и уж конечно в отношении Саудовской Аравии.
Ясно и то, что нужно срочно выстраивать другой тип экономики, как можно менее привязанный к Западу. А Саудовской Аравии нужно сделать главный вывод: не надо оплачивать игры других против России. А то можно и рухнуть, тем более, когда король и наследный принц на ладан дышат, а в затылок Саудии дышат Иран и ИГИЛ. Сейчас же она явно идет по пути, который закончится крахом правящего там режима. Америка готова пожертвовать ею ради своей борьбы с Россией, направленной на тотальный развал собственной экономики.