Униатам отдадут Софию Киевскую?

sВ этом году Софийский собор в Киеве оказался в центре особенного внимания власти и церкви. Еще бы. Древнейшую церковь Киева в скором будущем могут передать греко-католикам.

2014 год вообще для национального заповедника «София Киевская» выдался роковым. То – обрушение стены на территории заповедника, то – заявление министра культуры о необходимости сменить руководство заповедника. «Вишенкой» на этом торте неудач стало проведение массовых мероприятий на Софийской площади. Хотя эксперты через украинские СМИ и предупреждали о нежелательности этого. «Такие большие гуляния лучше не проводить.

Последствия могут быть негативными, все будем держать кулаки, чтобы ничего не произошло. Из-за непростой гидрогеологической ситуации, о которой эксперты постоянно говорят и мониторят, проблемы могут быть не только с Трапезной, но и в самом Соборе… Это такое святое место, что лучше его не трогать, а если и проводить, то мероприятия поспокойнее», — рассказала директор Центра памятниковедения Национальной академии наук Украины Елена Титова.

В чем суть проблемы: из-за незаконных застроек на территории заповедника (а туда входит не только территория бывшего Софийского монастыря) собор находится под угрозой частичного обрушения. Из-за застроек на прилегающих к бывшему монастырю улицах уровень грунтовых вод поднялся на опасный уровень – около 1,5 метра до фундамента Софийского собора. Сказывается и возраст сооружения. Мало кто знает, но когда Femen устроили свою акцию на колокольне собора, у дирекции чуть не случился коллективный инфаркт. Если бы эти дуры ударили в колокол, мы могли бы попрощаться с уникальными византийскими мозаиками и фресками, которые могли осыпаться из-за вибрации.

Даже увеличение дорожного траффика на прилегающих улицах для Софийского собора весьма опасно. «Такое решение сомнительно… поскольку увеличит негативное влияние на прилегающие территории охранной зоны объекта всемирного наследия ЮНЕСКО», — говорится в обращении дирекции заповедника к киевским властям по поводу перекрытия Крещатика. Примечательно, что в том обращении ученые указывают: в конце 2013 – начале 2014 на улице Владимирской итак наблюдалось увеличение интенсивности движения транспорта.

В таких условиях проводить массовые новогодние гуляния, приуроченные ко дню Св.Николая, опасно для памятника мирового значения. Однако это не остановило новые власти столицы и государства. «Накануне новогодних и рождественских праздников, в день Святого Николая, мы торжественно зажигаем огни на Главной новогодней елке. В этом году елка через 60 лет вернулась в историческое и духовное сердце украинской столицы – к стенам Софии Киевской», — заявил 19 декабря на открытии елки мэр Киева Виталий Кличко. Рядом с Кличко на открытии елки была «первая леди Украины» Марина Порошенко. Обратите внимание на человека слева от Порошенко.


Кто это у нас такой скромный?

Это – Игорь Добруцкий. Основатель проекта Folk Ukraine, объединяющего инициативы «Талант Арт», «Парад вышиванок», «Фестиваль писанки», «Фестиваль Святого Николая». Добруцкий – уроженец Винничины. Однако в прицеле его интересов – Киев. Но исторически особые отношения у Добруцкого сложились с Ивано-Франковщиной . Фактически, там Добруцкий набирался опыта, чтобы потом повторить эти проекты уже в столице. К примеру, фестиваль «Писанка» проходит в Коломые уже свыше 10 лет. В прошлом году Добруцкого среди прочих там благословлял (глава Коломийско-Черновицкий епархии УГКЦ епископ Михаил (Симкайло), чьи родители были высланы в Караганду за участие в УПА. Вообще, такие мероприятия на Западной Украине без УГКЦ как правило не проходят.

Налаживать отношения с дирекций национального заповедника «София Киевская» Добруцкий тоже начал с проекта, посвященного писанкам – третьего по счету «Всеукраинского фестиваля писанок». В общем, Добруцкий пошел на «штурм» Софии еще весной, как сменилась власть.

Помимо прочих инициатив Добруцкого одна – особо обращает внимание. Это – «Фестиваль Святого Николая». В этом году «резиденцией Святого Николая» назначили помещение на территории «Софии Киевской». Она открылась тоже 19 декабря. И на ее открытии на «Уроке доброты» тоже побывала мадам Порошенко. Что интересно, новость об открытии резиденции на украинском католическом портале «Credo»сопровождалась напоминанием о том, что в Ватикане в этот же день состоялось торжественное открытие собственной елки. И действительно, рождественские торжества начались в Киеве и Ватикане день в день .

Кроме того, пришла пора наконец-то задать такой вопрос: а какого вероисповедания само семейство Порошенко. По официальной версии они – православные. Однако вот что интересно: в апреле 2013 года Марина Порошенко становится крестной матерью Евы Стець – дочери будущего министра информации и активного участника Майдана Юрия Стеця. Крещение проходило в Киеве в греко-католической церкви Святого Василия близ Львовской площади. Может ли православная принимать участие в греко-католических таинствах? С точки зрения и православия, и католицизма это невозможно.

Да и сам Порошенко, несмотря на все слова, на деле пиетета к православию не питает.

Будущий президент о «суках православных»

Одно время считалось, что Петр Порошенко духовно «окормляется» в Свято-Ильинской церкви на Подоле. Однако вот уже несколько лет отношение к нему там весьма прохладное. Да и то равнодушие, с которым Порошенко смотрит на захват православных храмов на Западной Украине и ограбление ВСУ женских монастырей (!) на пока еще Восточной Украине, весьма красноречив.

Конечно, можно сказать, что все это – совпадение. Мол, на Майдане решили не ставить елку из-за плохих отсылок в прошлому опыту (правда, рядом есть Михайловская площадь), а Добруцкий решил урвать неплохой кусок на ниве культуры (да и родственникам помочь) и стать поближе к президенту.

Но в пользу версии о заинтересованности греко-католиков говорит ряд еще нескольких красноречивых фактов.

Во-первых, раскручивание Святого Николая как альтернативы «москальскому» Деду Морозу. В этом отношении Добруцкий не одинок. В этом году очень активно выступили львовские рестораторы холдинга «Fest». Того самого, который начинался с «Крыйивки» – ресторана, стилизованного под схрон УПА. Вот их «агитка».

Обращает на себя неграмотность листовки. Во-первых, о традиционности Деда Мороза исключительно для России, а Святого Николая для Украины можно поспорить. Отметим и незнание резиденций персонажа (кстати, пару лет назад в Ивано-Франковске была своя «резиденция Святого Николая», ну а Лапландия – это резиденция Йоулупукки, ах ну да, москали – это ж «финно-угры»).

Кроме того, галичане, как это обычно бывает, не знают и не хотят знать традиций надднепрян. Красноречивое свидетельство об отношении к Святому Николаю в 19 веке: «Добре с попом уладьтесь, щобы он, чего боже борони, но якой ни есть злобе не дал хлопцу якого имени не христианского, грудного, або московського. На двори у нас Варварин день, а то очень опасно, — бо тут коло Варвары сряду близко Никола живет, а Никола и есть самый первый москаль, и он нам, казакам, ни в чем не помогает, а все на московськую руку тянет.

Що там где ни случись, хоть и наша правда, — а он пойдет, так-сяк перед богом наговорит, и все на московськую руку сделает, и своих москалей выкрутит и оправит, а казачество обидит. Борони бог нам и детей в его имя называть. А вот тут же рядом с ним живет святый Савка. Этот из казаков и да нас дуже добрый. Якый он там ни есть, хоть и не важный, а своего казака не выдаст». Так передает речь украинского казака Николай Лесков в повести «Некрещенный поп».

Во-вторых, эта акция – не единственная, проведенная греко-католиками в музее-заповеднике. 16 декабря на территории «Софии Киевской» в Софийском соборе «пластуны» передавали Вифлеемский огонь послам иностранных государств и представителям церквей. Вообще странное место для передачи. Во-первых, собор – это музей. Реставраторы подтвердят – копоть от зажженной свечи весьма губительна для фресок, тем более таких древних, как фрески Софийского собора.

Более того, чуть ли не впервые использовалось культовое сооружение. До этого – в 2012 году — Вифлеемский огонь «пластуны» передавали на Владимирской горке. А в 2012 году церемония состоялась в «Мемориале Голодомору». В 2011 – в Украинском доме. В 2010 – на Владимирской горке.

Отдельно стоит сказать и о самом «Пласте» – украинской скаутской организации, членом которой были в свое время Роман Шухевич и Степан Бандера. У «пластунов» и Украинской греко-католической церкви теснейшие связи. Глава УГКЦ в Митрополит Андрей Шептицкий в 20-ые годы ХХ века дарит «пластунам» землю на горе Сокол, где у них до сих пор один из лагерей (сейчас это «лагерь-музей»).


Знаменитый пластун

Вот пластунская свастика, которой Верховная Пластовая Команда награждала за особые заслуги перед пластом:

Наибольшую известность приобрело награждение этим отличием в августе в 1930 г. митрополита Андрея Шептицкого, когда он находился в областном пластовом лагере на Соколе. Журнал „Ilustrovany Kurjer codzenny” в мае в 1933 г. поместил заметку под названием: “Новое лицо ОУН”. Под заметкой была фотография плстунской свастики . В заметке писалось, что во время обыска в одного из членов ОУН была найдена “гитлеровская свастика со скаутской лилеей и украинским Тризубом”.


На другой изображен митрополит А.Шептицкий со свастикой на груди и одним из членов пластового провода Левицким.

Дружба украинских греко-католиков и «Пласта» настоль тесна, что подчас сложно различить, где заканчивается УГКЦ и начинается «Пласт». На фреске «Акт воссоединения» в Церкви Пресвятого Сердца греко-католического монастыря Рождества Христового в Жовкве вместе с Шептицким изображены «пластуны»;.

Интересно, что 19 декабря перед выступлением на Софийской площади из рук «пластунов» Вифлеемский огонь получил и Кличко.

Параллельно с таким интересом греко-католиков к Софийскому собору новая власть пытается уволить дирекцию музея-заповедника. «Ввиду положения в некоторых музеях и заповедниках, сделаю предложение по увольнению некоторых директоров. По «Софии Киевской» уже сделал», — написал в своем Twitter министр культуры Украины Вячеслав Кириленко 19 декабря. Коллектив уже сделал ответное заявление 

Тут может возникнуть вопрос, а как отнесется к подобному общественность. Украинская общественность это проглотит. Особенно, если это подать под соусом передачи собора церкви из-за недостатка средств для его реставрации. В Киеве, где «поколение 91-го поезда» (поколение выехавших из Львова в Киев внутренних мигрантов) играет все сильнейшую роль, а среди госслужащих наметилась модная тенденция переходить из православия в греко-католицизм, все проглотят. Тем более, УГКЦ может вспомнить и православного митрополита Киевского и Всея Руси Исидора, признавшего Флорентийского унию. Греко-католики легко могут объявить себя продолжателями дела Исидора, что, по сути, будет верным.

Уже сейчас УГКЦ выстраивает себе линию преемственность чуть ли не от князя Владимира. В парижском предместье греко-католики купили церковь, при которой открыли центр Анны Ярославовны. Цель центра — «представлять Украину в мире». Фактически, русскую княжну сделали украинской, и «прихватизировали» часть древнерусской культуры, к которой униаты отношение имеют весьма отдаленное. В общем, греко-католики «обрабатывают» и украинское, и европейское население.

На руку им сыграет и общая неграмотность народа. Вот, к примеру, как анонсируют торжества на Софийской площади в группе «Это Киев, детка» (бывший «Типичный Киев»). «На Софиевской площади нарядили 10 из 24-х новогодних елок, в том числе и центральную». Оказывается, в Киеве есть какая-то «Софиевская площадь». Хотя, может, кого-то гложет грусть по родной Софиевке.

Общественное мнение уже начали готовить. Вот заметка в восторженных тонах о посещении Ватикана украинским политологом Алексеем Гаранем. В соборе Святого Петра Владимир изображен с желтым тризубом на голубом фоне, — радуется эксперт. «Рим Украинский!». Помимо этого, выходит и статья на Lb.ua, рассказывающая побывавшем в плену у «оккупантов» греко-католическом священнике. Показаны греко-католики и в статье, посвященной представителям разных конфессий, воюющих за Украину на Донбассе.

Со-стороны власти проблем не будет. Греко-католик Арсений Яценюк в этом будет солидарен с семьей Порошенко. Тем более, что роль УГКЦ в победе Майдана чрезвычайно велика и заслуживает отдельной статьи.

Самой же церкви данный успех жизненно необходим. Дело в том, что Ватикан все никак не признает за украинскими греко-католиками права на патриархию. Да, Рим повысил статус УГКЦ с митрополии до верховного архиепископства. Но статус патриарха, которым себя в 1975 году наградил тогдашний глава УГКЦ Иосиф (Слепой) не признал.

Собор Воскресения Христова, построенный в Киеве на левом берегу Днепра, носит название «Патриарший» потому, что туда в 2005 году глава УГКЦ Любомир Гузар перенес свой престол, что ознаменовало собой начало новой эры в экспансии греко-католиков из Западной на всю остальную Украину. Но на правом берегу сколь-либо значительных центров, за исключением украденного у православных храма на Аскольдовой могиле, у греко-католиков нет. Новострои типа того, в котором крестили дочь Стеця, не в счет.

Если им удастся захватить такую святыню, как Софийский собор, в Ватикане, выказывавшем УГКЦ симпатии в этом году, могут сменить гнев на милость. И тогда на Украине возникнет греко-католическая патриархия. В отличие от раскольнической «Киевской патриархии» эта патриархия будет признана римским папой, что подкрепит ее статус и, ожидаемо, увеличит количество прихожан из украинской интеллигенции. Одно дело, когда твой патриарх – ряженый, а другое, когда его признает весь «прогрессивный» западный мир.

Дополню этот прекрасный материал.
Автором идеи создания «Единой Поместной Церкви украинского народа» под верховенством униатов был митрополит Шептицкий.

Ушедший в отставку, глава Украинской грекокатолической церкви и гражданин США Любомир Гузар пару лет назад сделал заявление, которое для многих оказалось сенсацией: он заявил, что считает необходимым объединение всех украинских церквей в единую Киевскую церковь. «Мы до этого не будем полностью собой, пока не соединены с нашими православными братьями, восстановив единую Киевскую церковь», —заявил  Гузар. Речь идет о том, чтобы неканоническая религиозная организация УПЦ КП слилась в экстазе соединилась с УГКЦ.

Трудно поверить, что без ведома Ватикана такой опытный и осторожный политик как кардинал Гузар делал подобные заявления. УПЦ считает, что речь идет о новой унии. «УГКЦ не против войти в поместную церковь и даже не против того, чтобы она называлась православной, — говорит пресс-секретарь УПЦ МП Василий Анисимов. — Но на деле речь идет о новой унии, потому что под всем этим подразумевается верховенство Папы Римского. О такой идее, кстати, они уже писали руководству УПЦ пару лет назад». Аналогична и позиция УПЦ Киевского патриархата. «С этой позицией Любомира Гузара мы знакомы. Речь идет о том, чтобы украинская церковь была в единстве с римским престолом, став мостом между католицизмом и православием, — говорит ее пресс-секретарь Евстратий Заря. — А когда мы говорим о единстве, мы подразумеваем православие, но для УГКЦ разрыв с Римом невозможен».

Ответ на ключевой вопрос — может ли в случае объединения с украинскими православными церквями УГКЦ разорвать связь с Ватиканом, — Любомир Гузар не дал. Однако мы получили его у главы секретариата верховного архиепископа УГКЦ Олексы Петрива: «Связь со святым престолом разорвана быть не может. Эта связь является сутью нашей веры».

Тем временем эксперты допускают, что за призывами Любомира Гузара к объединению может стоять более приземленная цель — расширение зоны влияния грекокатолической церкви. «Можно предположить, что в условиях, когда Московский патриархат делает шаги по присоединению к себе УПЦ КП, Гузар делает ход на опережение, делая УГКЦ ориентиром для тех сил в Киевском патриархате, которые не хотят вливаться в МП, предлагая им выбор между верховенством Москвы или Ватикана», — считает считает политолог Вадим Карасев.

Хочу напомнить о первой попытке создания унии по инициативе митрополите Шептицкого. Выдающийся советский разведчик Карин-Даниленко в своем документальном сборнике «Дорогою ганьби і зради» цитирует бывшего премьер-министра Директории Владимира Чеховского и его рассказ о об этом:

«Во время моего пребывания на посту премьер-министра правительства Директории, — вспоминал он, — церковные дела не входили непосредственно в мою компетенцию, но этим делам я лично уделял много внимания.

В Директории и в ее правительстве не было разногласий в том, как решить церковную проблему на Украине. Все сходились на том, что нам необходимо сделать церковь автокефальнойОднако в этом вопросе мы натолкнулись на большое сопротивление православных епископов Украины. В 1918 году собор епископов Украины категорически высказался против автокефалии украинской православной церкви, заявив о своей верности новоизбранному всероссийскому патриарху. 

Учитывая это,правительство Директории решило ввести автокефалию государственным законом. Государственный акт об автокефалии мы объявили в Киеве 1 января 1919 года, отметив, что украинская автокефальная церковь с ее духовной иерархией ни в какой зависимости от патриарха всея Руси не стоит. Но православные епископы Украины игнорировали государственный акт об автокефалии.

В этой связи в правительственных кругах Директории у кое-кого возникла идея создания украинского патриархата с призванием на патриаршество львовского митрополита Шептицкого. Само собой, в сущности, речь шла о введении унии, но слово уния как-то выпадало у тех, кто отстаивал идею создания украинского патриархата во главе с Шептицким. А отстаивали эту идею наши братья галичане — правительственные представители ЗУНР, которых со времени договора в Фастове приехало в Киев много.

Особенно отметился в этом галицкий деятель Лонгин Цегельский, который после воссоединения ЗУНР и УНР вошел в правительство Директории как заместитель министра иностранных дел… Помню, Лонгин Цегельский даже ставил вопрос о создании на Украине католической партии.

Тогда эта выходка была отвергнута как несвоевременная. Но я думаю, что по замыслу Цегельского основным заданиям этой партии должно было стать распространение идеи создания украинского патриархата и популяризация имени львовского митрополита Шептицкого как единственного кандидата в качестве украинского патриарха. Идеей создания украинского патриархата во главе с Шептицким, то есть введением унии, были увлечены и Петлюра, и Винниченко, которые видели в этом лучшее средство избавиться от влияния «черносотенного российского православного духовенства».

Почти через 20 лет в своем панегирике Шептицкому, изданном в 1937 году в Филадельфии «Украинский патриарх», Лонгин Цегельский подтвердил признание Чеховского: «Українські державні провідники думали над введенням унії згори, з уряду, по всій Україні та над покликанням митрополита Андрія на патріарха всієї України. Унією вони думали раз і назавжди відгородити Україну від Москви й азійства, наблизити її до Заходу і до його культури«.

Остается добавить, что в «возрожденной» во время немецкой оккупации автокефальной украинской церкви главой ее стал (со временем) племянник Симона Пелюры и активный немецкий коллаборационист Степан Скрыпник, известный нам под именем патриарха Мстислава, который и стал впоследствии первым патриархом искушаемой сегодня УПЦ КП.

Униаты уже несколько лет на своих ресурсах распространяют бредни, что Русь князь Владимир крестил по римскому обряду, ну, а в надежде, что когда-нибудь униатам снова удастся оккупировать  Киев и его святыни, в арабском городе Назарете есть католический собор Благовещенья (над родником Благовещенья стоит греческий православный храм) в 150 м от родника. Внутренний двор собора, где вывешены по периметру изображения Богородиц всех католических народов, включая греческий (русских только нет).

На фото изображена Богородица украинского народа, которой католический народ соборной Украины молится перед Софийским собором на месте бывшего памятника Богдану Хмельницкому.