Харцызск постепенно возвращается в мирную колею. В город активно возвращаются беженцы, постепенно налаживается структурированная выдача помощи населению, как продуктами питания и социальными выплатами, так и медикаментами.
Возобновляют свою работу и предприятия, закрывшиеся на период проведения боевых действий. Одно из таких предприятий, уже вернувшихся к работе – ЧАО ПО Стальканат-Силур. Данное предприятие крайне важно для нашей республики, ведь оно раньше обслуживало не только потребности бывшей Украины, но и активно продвигало свою продукцию на международном уровне. И.о. директора Игорь Владимирович Молчанов с готовностью ответил на вопросы корреспондента Государственного медиахолдинга.
– Как Ваше предприятие пережило боевые действия, которые проводились в Харцызске?
И.В. С 15-го августа предприятие было остановлено. Полностью весь производственный процесс был приостановлен, и остался только дежурный персонал. Поддерживали жизнедеятельность предприятия, так сказать. Естественно, на сегодняшний день работы очень много. Но это не выполнение заказов, а обслуживание потребностей самого предприятия. Некоторые основные цеха раскрыты и ураган последний тоже наделал бед. В общем, все оборудование довольно долго стояло и его запуск – это процесс не только трудоемкий, но и затратный по времени.
А начали мы совсем недавно – с 13-го числа предприятие официально вернулось к производственной деятельности. План на сегодняшний месяц – тысячу двести семьдесят тонн, в то время как, если сравнивать с месяцами годичной давности, то до прежнего уровня еще расти и расти – 5,5 до 6 тысяч тонн. Обеспечение заказов сегодня, к сожалению, на девятьсот пятьдесят тонн. По многим видам продукции абсолютно нет заказов.
Средняя численность коллектива для работы в штатном режиме составляет тысяча пятьсот семьдесят человек. Сейчас же имеется до тысячи двух ста человек. Много работников отсутствуют. Кто на Украине, кто в России. От войны прячутся. Большая проблема – инженерно-технические работники просто не вернулись на предприятие. В одном из цехов, допустим СПП2, весь персонал инженерно-технических работников практически отсутствует. Там коллектив пока присутствует лишь в лице начальника цеха, заместителей, старших мастеров. Многие работают на Украине, многие уже даже устроились в России. Череповец, Волгоград – это родственные предприятия нашего Стальканатного завода.
Тем не менее, большая часть завода готова к работе. А так, в принципе, сейчас начинаем работать. Сегодня у нас уже работает столовая, рабочих развозит автотранспорт. Доставка трудящихся в направлениях Иловайск, Горное, Нижняя Крынка, Хонжонково. Пока работаем в одну смену. Под существующие заказы больше смен не надо. С 16 октября мы начали выплачивать, хотя зарплатой это назвать нельзя, пособия за длительные простои, которые были с 15 августа, включая 1-е октября. Предприятие возвращается к жизни: формируем бюджет, уже решили вопрос поставки воды с «Водой Донбасса», заработало оборудование основное, котельную запустили, уже произвели оплату за газ. Завели нам лимит на него. Пока на производство 95 тысяч кубов газа возьмем. Среднее число людей на рабочих местах – тысяча сто человек. Пока стараемся поддержать всех тех, кто вернулся на предприятие. Все работают, хоть проблем много. В процессе производства будем решать остальные проблемы.
– Когда мы говорим о нехватке рабочих рук. Имеется в виду чернорабочие или высококлассные специалисты?
И.В. Сегодня есть проблема именно с высококлассными специалистами. Вот со многими созванивались, приглашали, а они уже работают. Тем более специалисты нашего предприятия ценились. Метизная отрасль у нас особенная настолько, что она здесь на Донбассе такая, какой в бывшей Украине нет. Нет у них родственного предприятия, которое выпускало бы канат.
– А о каких профессиях идет речь?
И.В. Профессии – это мастера основных производственных цехов, бригадные мастера, начальники цехов. Еще в мирное время был дефицит этих специальностей. Сегодня воспитать и подготовить, конечно, будет очень сложно. Те, кто уехали в Россию, даже не имея гражданства, уже работают мастерами на предприятиях РФ. Вот, допустим, в Волгограде уже наш зам.начальника работает мастером. Нам теперь тяжело, конечно, придется. А так просто не возьмем специалиста на наш завод… Специалист – это высокий уровень, который походя не воспитать. Наши воспитывались годами, набираясь опыта по десять-пятнадцать лет. Начиная от простого рабочего, заканчивая уже специалистом.
– А вот отсутствие заказов?
И.В. Понимаете, недостаток заказов всегда был. И в мирные времена. Самым тяжелым периодом в году всегда была зима – декабрь, январь, февраль. Рынок падал весь. И это несмотря на то, что у нас есть весь ассортимент продукции – от канатов до сетки. Сегодня сеточный цех заказов пока не имеет. Мы делали затяжки для шахт, а они тоже в период проведения боевых действий не работали. На следующий месяц обещают часть заказов по затяжке. План в пределах тысячи – три семьсот пятьдесят. Это уже что-то, для поддержания производственного процесса на нашем заводе. Сегодня у нас выбор не богат – это тариф, оклад или сдельная оплата труда. Но пока идет октябрь месяц, а дальше еще сложнее будет. Если, конечно, в следующем месяце заказы увеличатся в два раза, то мы будем возвращаться к вопросу заработной платы. Тяжело сказать, что будет потом…
В данный момент надо завод подготовить к зиме. 111 гектаров территории завода, если говорить конкретнее. Завод сейчас прибираем, заросший за два месяца, меняем кровли, продолжили все работы, которые с 15-го были приостановлены. Раскрыты цеха. Мы начали менять фрамуги – со стекла на поликарбонат. Все раскрыли, оставили. Мы не привлекали подрядчиков – работают наши собственные ремонтные бригады. Сколько я работаю, от главного инженера до директора завода, – у нас свои бригады монтажников, кровельщиков. Завод в заводе, так сказать. Ремонт оборудования, точно так же, проводился силами завода.
– Игорь Владимирович, а с сырьем есть какие-то проблемы?
И.В. На сегодняшний день завод обеспечен всем сырьем, потому что было много незавершенных товаров на заказ. Объем, например, катанки – остаток порядка двух с половиной тысяч тонн с августа месяца. Сегодня “незавершенка” где-то порядка полторы тысячи тонн, готовой продукции осталось тонн восемьсот того периода. То есть, на сегодня этот план полностью завод обеспечен, и где-то до 15 ноября все будет хорошо.
– Как обстоят дела с поиском новых рынков сбыта?
И.В. Мне тяжело отвечать этот вопрос. Ведь рынок сбыта – это дело службы собственника, то есть, я получаю заказ как технолог. Полный пакет заказов, с разбитым по каждому контрагенту, с датами отгрузки, согласно которым мы должны были отгружать. То есть, весь пакет заказов нами просто отрабатывался, без поиска клиентов какой либо службой администрации нашего завода. В последнее время, даже у меня в структуре управления не было службы сбыта и финансовой службы. Они просто отсутствовали за ненадобностью. В штатном расписании было прописано правление ЧАО, собственника. Теперь же, по решению собственника, с 13-го числа служба сбыта и служба финансового директора отданы на предприятие, войдя в его структуру.
– А сбыт у Вас куда идет?
И.В. Тяжелее сказать куда мы не грузили продукцию. Много грузили на Казахстан. Много шло продукции в Россию – в основном, канаты. Сегодня мы цех запустили, производящий канаты под Россию – покупают фирмы Микас, Вега. Это все лифтовые канаты. Заказчикам из Самары – проволока в пряде-стабилизаторных. Был цех на пряди, а сейчас этих заказов нет. Сталепроволочный цех СПП-2, так называемый, полностью работал на 90% на Россию. Это проволока атомная, это проволока стабилизированная, это пряди арматурные.
– Скажите, пожалуйста, вы прошли процесс перерегистрации?
И.В. Очень сложный для нас процесс, но мы активно им занимаемся. Встречались с Клименко Дмитрием. Сейчас он нам помогает. Проблема в том, что у нас филиал предприятия, а не само предприятие. Пообещали помочь с процессом перерегистрации или зарегистрировать заново.
– Во время боевых действий были ли существенно повреждены здания и сооружения?
И.В. Нет. Во время военных действий здания не были повреждены на территории завода. Где-то шифер и фонари побило, где-то повыбивало окна. А здания, сами конструкции зданий, на территории завода разрушены не были. С чем действительно тяжело, так это с автотранспортом – ездим на своих машинах.
– Главное, что грузовой транспорт есть.
И.В. Грузовой транспорт весь остался. Тот транспорт грузовой, который был – мы забрали. Но для нас он погоды не делает – этот транспорт свое отходил. Но мы верим, что тяжелым трудом, при помощи Республики мы справимся.