«Великий переполох в маленьком приходе. В городе Турка на Львовщине часть прихожан захватила храм под юрисдикцию Киевского патриархата. Настоятель, уверяют жители, начал им угрожать, чтобы удержать церковь в лоне Московского патриархата. Поэтому недовольные прихожане взяли под охрану церковь и не пускают туда настоятеля», — с этими словами телеведущая украинского канала ТСН 7 октября 2014 года выдала в эфир репортаж о захвате в Львовской области церкви Покрова Богородицы.
Поскольку наша редакция располагает подробными видеозаписями того, что на самом деле происходило в Турке и как корреспонденты ТСН снимали свой сюжет, к этому репортажу мы еще вернемся. Пожалуй, бессмысленно сейчас жаловаться на то, что журналисты канала необъективны, сознательно искажают события и выдают в эфир заведомую дезу! К сожалению, на Украине к этому уже привыкли и не удивляются…
Мы же предлагаем читателям посмотреть фрагменты видеозаписи тех событий, которую сделали прихожане Покровского храма. Без комментариев. И потом сравнить эту запись с тем, что показали в эфире ТСН.
Особое внимание обратите на то, как съемочная группа ТСН берет у священника и его прихожан интервью (что на самом деле отвечает настоятель Алексий Слобода — и покажут ли потом эти слова в эфире украинского канала). Посмотрите, как бесновались в тот день и сыпали проклятьями отдельные представители захватчиков – и покажут ли эти кадры в репортаже ТСН… Внимательно посмотрите, сравните и сами сделайте выводы…
Через неделю после захвата
Приближается праздник Покрова Богородицы (14 октября). А в городе Турка Львовской области православные верующие вот уже 2 недели вынуждены молиться на улице.
28 сентября, в воскресный день, храм Покрова Богородицы Украинской Православной Церкви был насильственно захвачен группой мужчин неопределенной конфессиональной ориентации. В числе нападавших, предположительно, греко-католики, а также представители Киевского патриархата.
Во время захвата к церкви подогнали отряд милиции. Почти 50 милиционеров безучастно смотрели на эту расправу, даже не пытаясь защитить верующих от бандитского нападения. Прихожан храма выгнали на улицу, священнику Владимиру Козанчину бутылкой разбили лицо…
1 октября 2014 года верующие города Турка обратились с жалобой в Львовскую Областную Державную Администрацию, однако их заявление не приняли.
В следующее воскресенье, 5 октября православные горожане и священнослужители вновь пришли к Покровскому храму, надеясь, что их пустят в родную церковь для совершения воскресной Литургии. Однако и на этот раз вход оказался заблокирован. Дорогу к Покровской церкви преградила группа лиц, большинство из которых ранее в этот храм никогда не ходили.
Священнослужители и прихожане вынуждены были перейти на другую сторону улицы и там, под открытым небом – совершать молебен. Для служения Божественной Литургии в Турку приехал епископ Львовский и Галицкий Филарет, но даже правящего архиерея Львовской епархии в храм не пустили.
Более того, пока православные перед собственным храмом служили молебен, с противоположной стороны улицы в их адрес раздавались насмешки и ругань. Из толпы, среди которой было немало греко-католиков, вырвалась какая-то оголтелая старуха с безумным взглядом и пыталась наброситься на православных. С визгом резанного поросенка одержимая дама (по поведению очень напоминающая бесноватую) стала рассылать всем проклятья. Впрочем разъяренную женщину быстро оттеснили и попытались утихомирить сами захватчики храма (поскольку рядом присутствовало телевидение, это беснование слишком бросалось в глаза и могло подпортить телевизионщикам картинку и интершум).
Впрочем журналисты все это видели. Съемочная группа ТСН, одного из самых известных на Украине каналов, приехала в Турку, чтобы снять репортаж о том, как община Покровского храма, отрекаясь от Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, дружно и массово переходит в Киевский патриархат. Но что же увидели журналисты 5 октября?
Как снимали репортаж ТСН
С одной стороны, изгнанные из храма прихожане и священнослужители. Важная деталь – все они украинцы! Верующие спокойно молятся на улице, некоторые женщины плачут. Ведь именно они и их родители несколько десятилетий восстанавливали эту церковь, жертвовали на этот храм по копеечке со своих небольших зарплат и пенсий. А в былые времена, в самом начале, когда еще никто не помогал, сам настоятель протоиерей Алексий Слобода на своем горбу таскал для храма цемент… Теперь все они – пострадавшие, их оскорбляют и проклинают… Украинцы издеваются над украинцами, над своими же согражданами! Безумие и позор…
С другой стороны, агрессивная толпа, среди которой, как выяснилось, православных почти не было, а в основном греко-католики, которые с давних пор ненавидят Православие. Захватили чужой храм и теперь не пускают в него православных прихожан…
Орущую и проклинающую бабку кое-как убрали с глаз долой, и толпа захватчиков храма стала скандировать: «Слава Украине! Геть москалив!» Только парадокс в том, что москалей-то там и не было. Жестокие и самоуверенные изуверы – во имя Украины — издевались над своими же украинцами…
Конечно, все это не ускользнуло от внимания съемочной группы ТСН. Ради объективности телекорреспондент все-таки решился взять интервью у настоятеля Покровского храма – отца Алексия Слободы. Беседа оказалась тяжелой и нелицеприятной. За своего пастыря вступились и прихожане, которые всегда ходили в этот храм, а теперь оказались на улице, словно какие-то враги, «агенты Москвы» и «отбросы общества».
Православные украинцы рассказали корреспонденту, что уже много лет живут здесь, как на пороховой бочке. Сколько раз уже на Западной Украине, еще с начала 90-х годов, греко-католики и всевозможные раскольники силой захватывали храмы, избивали (а порой и убивали) священников, угрожали верующим. И вот – началась новая волна гонений на Православие. Теперь очередь дошла до их Покровского храма. Ни милиция, ни новая государственная власть, получается, своих граждан уже не защищает. В одночасье они, православные украинцы, стали чужими изгоями в своей стране, любимой Украине…
— У нас идет уничтожение Православия, — жаловались телевизионщикам простые украинцы.
Для очистки совести корреспондент канала ТСН задал протоиерею Алексию Слободе, как показалось, самый убийственный и провокационный вопрос:
— Лучше скажите мне, это правда, что вы не хотели поминать людей, которые погибли в «Небесной сотне» и в «АТО»?
— Это неправда! У меня в алтаре записаны имена, целой «Сотни небесной», которые погибли, — ответил корреспонденту отец Алексий Слобода, — Хотите, можем зайти в храм, мы молимся за всех, я вам покажу. Мы молимся на Литургии за всех, которые погибли на Майдане, за всех воинов, которые погибли на «АТО». Я за всех воинов молюсь!
— Батюшка не молится только за самоубийц, — вступились за своего священника жители города Турка, — телевидение, вы должны говорить правду, а вы, на ТСН всю брехню выдаете! Вы правду никогда не показываете — как отбирают храмы, как священников бьют, как детей!..
Судя по выражению лица корреспондента ТСН, к такому повороту событий он был не готов …
Впрочем, спустя 2 дня, 7 октября 2014 года канал «ТСН», как и ожидалось, выдал ту самую «брехню»: «Настоятель, уверяют жители, начал им угрожать, чтобы удержать церковь в лоне Московского патриархата. Поэтому недовольные прихожане взяли под охрану церковь и не пускают туда настоятеля».
Правда – в силе, брат!
В суд за клевету на ТСН все равно никто не подаст – бесполезно. Да и никто там не будет разбираться, кто кому угрожал, кого выгнали из храма и кто на самом деле «взял под охрану церковь»…
Это только в кинофильме главный герой говорит: «В чем сила, брат? Сила – в правде!» Но в реальной жизни, как правило, все гораздо хуже: сила не в правде, а, наоборот, «правда» – в силе. И кто сильней, тот и прав.
В случае с захватом храма в Турке так и произошло. Съемочная группа «ТСН» выдала в эфир только то, что от нее потребовало руководство канала.
Телевидение – и на Украине, и в России – в народе обычно называют «империей лжи», представителей СМИ – «продажными» и «беспринципными». К сожалению, мы, журналисты, сами часто даем повод так о нас отзываться.
Вот и захват Покровского храма в Турке. Я вполне допускаю, что руководство канала поставило перед съемочной группой четкую задачу: настоятеля и прихожан «москаливского» храма – очернить, захватчиков – представить в позитивном ракурсе. Но все-таки выдавать в эфир заведомую ложь – лишний раз только злить людей. Если уж нельзя показать всю правду, лучше тогда вообще ничего не показывать, сдав отснятые исходники в архив телекомпании.
Но бойцы «информационной войны» обучались лгать виртуозно: искажая одни факты, другие не договаривая – пресса, подобно гипнотизеру, стремится манипулировать массовым сознанием, реально зомбируя людей.
Не погнушались ложью и на местном городском информационно-развлекательный сайте «Турка – жемчужина Карпат» (www.turka.at.ua ). Сразу после захвата Покровского храма некоторые авторы подключились к информационной травле протоиерея Алексия и его прихожан.
5 октября 2014 года модератор форума Виктор Саварин опубликовал статью с остроумным, как ему показалось, названием — «Пастух «баранов». Эта гадливенькая публикация начиналась следующими словами: «В городе Турка Львовской области прихожане УПЦ МП Свято-Покровского храма восстали против своего настоятеля отца Алексия Слободы».
Дальше следует «журналистское расследование»: как 27 лет назад жители Турки «пригрели» священника, который казался им «ангелом», потом этот «полубог» стал «зомбировать» и обирать людей, называть их «баранами» и строить себе хоромы.
Досталось от В.Саварина и детям отца Алексия: переняв от своего отца «хамское отношение к людям, эти ангельские чада не срамились наглого поведения со старшими, показывая свою избранность» (В.Саварин, «Пастух «баранов», 6.10.2014).
В эти ужасы и безобразия, пожалуй, можно было бы легко поверить (священники, действительно, бывают разными, и не всегда достойны своего высокого служения, как, впрочем, и их дети). Только в своем сарказме автор переборщил. Ври – да не завирайся. Протоиерей Алексий Слобода служит в Турке почти 30 лет! Вся его жизнь проходит на глазах прихожан, а они-то прекрасно помнят, как священник десятилетиями строил этот храм. Жизнь всех его детей – тоже на глазах прихожан, которые помогали родителям их нянчить и воспитывать. Повзрослев, его дети получили медицинское образование и, с согласия отца, стали врачами. Анна – кардиолог, Ангелина – уролог, сын Силуан – хирург (учится в Духовной семинарии), Артемия – студентка медицинского университета. То есть дети отца Алексия Слободы сами сознательно посвятили себя служению людям. А об их «хамском поведении» лучше судить не завистникам и клеветникам, а тем, кто их хорошо знает, то есть самим прихожанам.
И, наконец, главная ложь В.Саварина: «прихожане УПЦ МП Свято-Покровского храма восстали против своего настоятеля отца Алексия Слободы». Не было никакого восстания! И в этом убедились даже тележурналисты критически настроенного канала ТСН. Прихожане Покровского храма продолжают молиться вместе со своим священником. Тогда как среди тех, кто силой захватил храм, 95% оказались греко-католиками, кто в этот храм никогда не ходил.
Цена «правды» — 100.000 $
Почему же городской сайт Турки так откровенно лжет? И почему модератор сайта В.Саварин (сам он не греко-католик) выдает сознательную дезу? У меня, как у журналиста, сразу возникло подозрение: а нет ли у здесь какого-то скрытого от посторонних глаз мотива для личной неприязни к священнику?
Стали выяснять и, наконец, разобрались…
Виктор Саварин – не только модератор Информационно-развлекательного сайта города Турки. Он еще и отличный резчик по дереву. Промышляет, помимо всего прочего, изготовлением церковной утвари и иконостасов. По словам прихожан, весной 2014 года у него вышел конфликт с настоятелем.
В Покровском храме стоит простенький иконостас из кирпича, главное, недорогой. И вот, как позже выяснилось, к настоятелю подходил некий Роман Павлык (в прошлом, по некоторым сведениям, из греко-католиков), называющий себя предводителем городской общественности. Этот предводитель стал усиленно давить на отца Алексия, чтобы настоятель, в ущерб интересам прихода, подписал с В.Савариным странный коммерческий контракт на замену иконостаса.
Виктор Саварин намеревался вырезать для Покровского храма грандиозный иконостас из дерева, но при этом «друзья» заломили из церковной казны такую кругленькую сумму (она, кстати, известна, а большинству небогатых жителей Турки такие деньги даже не снились), что настоятель отец Алексий Слобода от их услуг наотрез отказался. Ставить иконостас за 100.000 $ (сто тысяч долларов США), в то время когда все люди живут очень бедно, было бы не просто роскошью, но и непростительным безумием! Тем более, что и денег таких не было. В итоге, в храме оставили иконостас из кирпича.
Правда, в лице Саварина и Павлыка с тех пор отец Алексий, как видно, получил личных недоброжелателей. Священнику стали мстить. Отсюда и вся эта ложь и гнусная грязь, которую на сайте Турки резчик иконостасов выливает теперь на настоятеля и его прихожан.
Гонители Церкви
Благо, что время такое, удачное. За клевету в суд все равно никто не подаст. А в отношении православных на Западной Украине все равно ведь началась новая волна гонений. Им теперь никто не поможет – ни Львов, ни Киев, ни Евросоюз (в Евросоюзе сейчас, как известно, трясутся только над правами геев, лесбиянок, педофилов и сектантов).
Вот и пользуются теперь этим все, кому православный Покровский храм в Турке – как кость в горле – и греко-католики, и филаретовцы, да и остальные…
Православные в Турке рассказывают, что в числе ярых противников храма – местная учительница Светлана Бабич (еще в советское время прославилась тем, что не пускала людей в церковь на Литургию, устраивала на дороге партийную облаву, а с детей в школе срывала крестики). Еще один любопытный персонаж – директор школы №2 Геннадий Когут (он угрожал учителям увольнением из школы, если те будут ходить в «москаливский» храм).
Любопытный факт: в минувшее воскресенье захватившие Покровский храм лица выкрикивали в адрес настоятеля всевозможные оскорбления, называли его негодяем, но в конце к отцу Алексию подошли и сделали странное предложение: «Отец Алексий, переходите в Киевский патриархат и будете дальше у нас служить, так как вас в городе многие уважают…»
Ну вы, господа, даете! Вы уж сами определитесь: если священник «негодяй», то зачем вы его к себе переманиваете?
В психиатрии есть такой диагноз – «индуцированное помешательство» или «индуцированная шизофрения». Разновидность психогенного заболевания, при котором бредовые идеи психически больного человека (индуктора) воспринимаются окружающими, ранее психической болезнью не страдавшими. Нечто подобное сейчас происходит в Турке. Чья-то бредовая ложь и клевета затем транслируется в интернете и на телевидении, далее, как снежный ком, увеличивается, обрастая новыми «подробностями» и «фактами» — и со временем в нее начинают верить массы, хотя никто уже не может сказать, с чего все-таки все началось.
* * *
Пророчества американского фантаста
В 1949 году знаменитый американский писатель-фантаст Джордж Оруэлл написал свой пророческий роман «1984» («Тысяча девятьсот восемьдесят четвертый год»). В конце XX века после каких-то глобальных войн появляется новое государство – Океания. Каждый член его находится под контролем правящей Партии, которую возглавляет Большой Брат. Самый тяжкий грех в Океании, каравшийся смертью – «мыслепреступление» (thoughtcrime), то есть сомнение в правоте Партии, любая критика, неосторожное слово и даже мысль. Борьбой с «мыслепреступниками» в Океании занимается «полиция мыслей», а допросы обвиняемых проходят в Министерстве любви. Чтобы ни у кого никогда не возникало сомнений и «неправильных» мыслей, в каждой комнате у граждан Океании стоит телеэкран (монитор, или телескрин). Это устройство совмещает в себе телевизор с единственным каналом и видеокамеру, которую нельзя выключить. Через эти телеэкраны круглосуточно транслировались «нужные» передачи, а также осуществлялась слежка за людьми. Особенность идеологии в Океании — «двоемыслие» (doublethink) — способность искренне верить в две взаимоисключающие вещи, либо менять свое мнение на противоположное, если потребует Партия. В Океании были три главных лозунга: «Война — это мир», «Свобода — это рабство», «Незнание – сила». В романе Оруэлла «экономика существует только с помощью войны и для войны». В Океании было несколько Министерств: «Министерство мира занимается войной, министерство правды — ложью, министерство любви — пытками, министерство изобилия морит голодом».
В романе «1984» Дж. Оруэлл, по сути, предсказал чудовищное вырождение морали, нравственности и здравого смысла, которое мы сегодня повсеместно наблюдаем и в окружающей нас жизни, и в политике практически всех цивилизованных государств XXI века. Религиозный раскол Украины и кровавая братоубийственная бойня, в которой украинцы и русские готовы друг друга уничтожать «до победного конца» (а именно этот сценарий уже несколько десятилетий готовили для нас западные «режиссеры») – крайне печальное воплощение в жизнь американского фантастического романа…
* * *
Безумие ненависти
Но вернемся к событиям в Турке. Протоиерею Алексию Слободе и его семье угрожали и раньше. Но сейчас ситуация накалилась до предела, в последние дни настоятелю Покровского храма в Турке стали конкретно угрожать физической расправой. Сегодня его семья опасается, что священника в любой момент могут убить. Прихожанам вряд ли под силу защитить своего пастыря от бандитов и убийц, а местные власти и правоохранительные органы… Так ведь православных священников на Западной Украине уже убивали, и ничего…
Что касается информационной травли – и в этом я уверен — в местных СМИ она будет продолжена, на голову достойного пастыря выльют еще немало лжи и помоев. Заступиться за него некому – почти все прихожане, в основном, люди простые и небогатые – к таким ни чиновники, ни журналисты прислушиваться не станут. Журналисты – особенно, потому что сделать честный и правдивый репортаж в защиту захваченного храма УПЦ МП – для украинского журналиста во Львовской области равнозначно самоубийству, это значит поставить жирный крест на своей дальнейшей карьере…
Можно также предположить, что и местные власти города Турка, и областные власти во Львове связываться с захватившими храм греко-католиками и раскольниками не захотят, себе дороже обойдется. Постараются, как это бывало уже не раз, конфликта и нарушения закона не заметить, тихонько спустят дело на тормозах.
Через несколько дней, 14 октября – праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Для жителей Турки это праздник особенный – престольный. Но в этом году он омрачен. Покровский храм захвачен, вместо радости и торжества – жители города готовятся встретить Покров в склоках, раздоре и ненависти…
Кто теперь будет ходить в Покровский храм в Турке – греко-католики, филаретовцы или афтокефалисты – точно пока не известно. Впрочем, как учит история, захват чужого храма пользы душевной и благополучия новым его обладателям и будущим прихожанам не принесет – ни в этой жизни, ни в загробной…
Если растоптать Божии Заповеди…
В данном случае захватчики Покровского храма в Турке нарушили сразу две Заповеди Божии: «НЕ УКРАДИ» и «НЕ ПОЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО СВОЕГО». Они УКРАЛИ то, что им не принадлежит, захватили ДОМ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, в данном случае – ДОМ БОЖИЙ.
Теперь – хорошего не жди. Если не будет у людей раскаяния, если храм не вернут, не исключено, что Турку со временем могут постигнуть большие испытания и несчастья.
Это в прокуратурах возбуждают дела, а потом закрывают их – за деньги, или «за давностью событий». Но Суд Божий, как выразился поэт Михаил Лермонтов, ждет вне времени, «он не доступен звону злата». Посягательство на храм Божий, церковное имущество и священнослужителей – рано или поздно может обернуться Божьей карой. Такое в истории народов бывало не раз…
Самое только печальное и неприятное, что пострадать при этом могут не те, кто сегодня захватил храм, а их дети, внуки и правнуки. Когда в их дом внезапно придет беда, никто из них, возможно, и не вспомнит, что когда-то, осенью 2014 года, их отец, мать, дед или прадед избили священника и участвовали в захвате православного храма…
Украинцы поиздевались над украинцами, вот только стало ли от этого кому-то лучше? Отомстили ненавистным «москалям»? Но москали далеко, в Покровской церкви служили священники-украинцы и ходили в нее такие же украинцы. Москали здесь, увы, ни при чем…
Ни праведный гнев, ни сумасшедшая война на Донбассе не могут служить оправданием бандитскому беспределу на Западной Украине, воровству и захвату храмов, надругательству над Православной верой.
Древне-римская поговорка гласит: «ГНЕВ – НАЧАЛО БЕЗУМИЯ».
Александр ЕГОРЦЕВ