На этой неделе глава МИД Нидерландов Франс Тиммерманс допустил высказывание, за которое был вынужден вскоре извиняться. «Знаете, а ведь один из пассажиров рейса МН17 был найден с кислородной маской, то есть у него было время её надеть» — сообщил он изумлённой голландской публике в одном из разговорных вечерних политических шоу. СМИ всего мира тут же перепечатали его слова.
На следующий день г-н Тиммерманс уже выражал соболезнования семьям погибших и говорил, что лучше бы держал язык за зубами, чтобы вновь не растравить в них боль. Хотя на самом деле куда большую боль он причинил людям, заинтересованным в том, чтобы версия катастрофы «Боинга» в небе Донбасса была только одна. Антироссийская, естественно.
Тем не менее, шила в мешке уже не утаишь, и прокуратуре Нидерландов пришлось дать разъяснения. Выяснилось, что тело одного из пассажиров, австралийца, было найдено с кислородной маской, чья лямка была надета на шею. Представитель генпрокурора Дании Вим де Брюин уже заявил, что это было единственное тело, найденное с маской.
К сожалению, само по себе это ничего не доказывает и не опровергает. Судмедэксперты сняли с маски отпечатки пальцев, пробы слюны и ДНК, но ничего не смогли обнаружить. Более того, маска оказалась не на лице потерпевшего, а всего лишь на шее, и оказаться там она могла как угодно. Эти маски выпадают в течение полутора секунд после разгерметизации салона и болтаются перед лицами пассажиров, которые могут за них схватиться, надеть или в панике сорвать. Как летают вещи по салону самолёта, разгерметизированного после попадания ракеты, никто из живых не знает. Это единичное признание может говорить о том, что «Боинг» погиб не сразу, а может об этом и не говорить.
Зато Тиммерманса можно поблагодарить за тот медиа-шторм, который он вызвал одним коротким замечанием. Во-первых, это показывает, что уровень интереса к катастрофе MH17 в мире по-прежнему силён, и к лету 2015 года, дате публикации окончательного доклада о причинах гибели самолёта, вряд ли иссякнет. Что ещё ценнее, интерес этот в первую очередь к фактам, опровергающим «официальную» версию о вине новороссов.
А во-вторых, он нечаянно заглушил Валентина Наливайченко, нового-старого главу СБУ, который как раз выступил с шокирующим разоблачением: виновна Российская Федерация, стреляли военные ВС РФ, у СБУ уже есть доказательная база, а для её окончательного формирования остаётся найти какие-то мелочи. Скоро, скоро лучшие СБУшные ищейки прочешут место крушения и найдут все недостающие улики.
Нет, всё-таки хорошо, что Тиммерманс устроил бурю в прессе именно сейчас, а то кто-нибудь на безрыбье мог и Наливайченкино творчество перепечатать. Жаль только наше Минобороны, ему приходится на такие вещи официально реагировать.
«Не может не вызывать возмущение очередная попытка руководителя украинской спецслужбы своими абсолютно голословными заявлениями навязать общественности версию о якобы причастности российских военнослужащих к катастрофе с малазийским «Боингом» в небе Украины», — заявил генерал-майор Игорь Конашенков и добавил, что на воре шапка горит.
Неясным остаётся вот что. Каким образом Наливайченко собрался засылать своих агентов на территорию ДНР и зачем ему предупреждать всех об этом заранее? И главное, что он хочет найти? Осколок ракеты украинского «Града», которыми в августе ВСУ постарались перепахать всё вокруг? После всех препонов, учинённых работе малазийской и европейской экспертных комиссий, буквально вплоть до попыток подставить их колонну под огонь, расследование силами СБУшников выглядит практически издёвкой. Эти парни специалисты совсем другого профиля.
Скорее всего, за Тиммерманом мы толком не услышали пролог к чему-то ещё более накалённому и разоблачительному. Чему-то, что может уже давно лежать в сейфе у Наливайченко и ждать своего часа, чтобы быть предъявленным журналистам, как находка с поля. Видимо, час близится.
Печально только, что это до поры неведомое нечто вполне может лежать у Наливайченко в сейфе по соседству с записями систем объективного контроля воздушного пространства и переговоров пилотов Боинга с диспетчерами Киева и Днепропетровска, которые в разрез с обычаями расследования авиакатастроф никто так и не представил публике. А рядышком лежат личные дела экипажей средств ПВО ВСУ, развёрнутых в день катастрофы под Донецком, с указанием, где установки находятся сейчас, журналами учёта боеприпасов и фотографиями. И где-нибудь сбоку пачка листов с учётом боевых вылетов во всём регионе за сутки.
Впрочем, это всё умозрительно. В конце концов, глава СБУ небедный человек и не обязан всё пихать в один сейф. Может быть, у него их два. Один для публики. Другой на дне Днепра.