Госдепартамент США не признает принципиально важной фактической ошибки в своей справке по ситуации на Украине.
«Мы поддерживаем то, что написано в этом документе», — заявила на брифинге для иностранных журналистов в Вашингтоне официальный представитель американского внешнеполитического ведоства Мари Харф.
Справка была распространена еще 5 марта. В ней, в частности, сказано, что по соглашению от 21 февраля президент Украины Виктор Янукович обязан был «в течение 24 часов подписать» закон о переходе страны «к конституционной системе, в центре которой находится парламент».
Между тем первый же пункт соглашения начинается словами: «В течение 48 часов после подписания»… данного документа. Как известно, этот срок оппозицией соблюден не был. Уже 22 февраля Верховная Рада проголосовала за отставку президента, а его резиденция была захвачена. Сам Янукович, находившийся в тот день вне своей столицы, назвал происшедшее государственным переворотом.
Конституционные процедуры при его смещении не соблюдались. Соединенные Штаты вплоть до того момента публично признавали его законно избранным президентом. Тем не менее они не вступились ни за него, ни за соглашение от 21 февраля, а немедленно стали на сторону новых властей в Киеве.
На вопрос корр ИТАР-ТАСС о нестыковке между текстом соглашения и справкой госдепартамента Харф ответила, что Янукович «сам урезал сроки, бежав из страны до истечения 48 часов». На просьбу уточнить, откуда ей это известно, она сказала, что «это было всем ясно, поскольку его не могли найти». Сам президент Украины уже 22 февраля объяснял, что накануне его машина была обстреляна, а после захвата резиденции у него имелись основания опасаться за свою жизнь.
Харф заверила, что «совершенно не пытается лукавить», и искренне исходит из того, что «соглашение было нарушено, когда президент бежал из страны, оставив свой пост». «Мы уверены, что он первым нарушил соглашение, — добавила она. — Просто у нас такая позиция. У других она, конечно, может быть другой».
В любом случае в документе госдепартамента, который, как ни парадоксально, составлялся специально для того, чтобы указать России на ее предполагаемые ошибки в оценке украинских событий, содержится очевидное разночтение с текстом соглашения от 21 февраля. Намерен ли госдепартамент его исправить, Харф сказать затруднилась, хотя и обещала разобраться в этом вопросе.
«Мы теперь сосредоточены на том, что делать дальше, — заявила она. — Президента Януковича больше нет. Есть новое правительство. И мы сосредоточены на том, куда это правительство поведет украинский народ».