События последних дней наглядно говорят о том, что хунта переходит к стратегической обороне на Донбассе.
1. Укрепляются позиции под Мариуполем, Артемовском, Константиновкой и Лисичанском. Речь уже не идет о наступлении с опорой на эти города, речь идет именно о их удержании в оборонительных боях. Вопрос прекращения обстрелов Донецка уже сейчас стоит на повестке дня и его решение займет примерно неделю. Хунта конечно будет тут упорствовать из политических соображений, так как прекращение террористических обстрелов Донецка будет слишком явным сигналом того, что происходит катастрофа даже для самых упоротых «европейских украинцев»,
2. Оставление более 20 населенных пунктов в Луганской Народной Республике говорит о том, что с попытками осуществлять окружение города с открытыми флангами закончили. То что можно спасти, будут вытаскивать из котлов к юго-западу от Луганска, после чего фронт будет медленно отходить на север от Луганска, ибо при текущей конфигурации фронта, он подвергается риску охватывающих ударов механизированных соединений армии Новороссии. Огромная колонна бронетехники в Краснодоне наглядно демонстрирует потенциальную силу таких ударов, парировать который у хунты просто нечем.
3. Хунта снимает войска с Перекопа и гонит их в Мариуполь и Запорожье. С планом военной провокации под Армянском и Чонгаром можно попрощаться. Огромные потери карательного батальона «Крым» под Иловайском, так же серьезно ослабили потенциал для развертывания в Крыму разведывательно-диверсионной деятельности. Хунта изначально совершила принципиальную ошибку, когда часть своих сил начала концентрировать у Перекопа. Они были недостаточны ни для захвата Крыма, ни для отражения удара российской армии из Крыма, а нескольких батальонов со средствами усиления, вполне возможно хунте как раз и не хватило в период решающих боев за Шахтерск и Красный Луч. В итоге, их все равно пришлось гнать на Донбасс, но уже тогда, когда они стратегически ничего поменять уже не могут. Ну а Крым таким образом и вовсе оказался снят с повестки дня, хунте сейчас откровенно не до него, так что амбициозные планы военно-политического давления на Крым приказали долго жить.
4. Аналогичная картина и в Приднестровье. Те силы, которые хунта там концентрировала, сейчас снимаются и гонят на Донбасс закрывать дыру во фронте. План совместного с США и Молдавией давления на Приднестровье, умер не родившись. Сейчас там откровенно не до наступлений, поэтому что-либо серьезное против Приднестровье хунта сконцентрировать не сможет.
5. Четвертая волна мобилизации призвана хоть как-то восполнить понесенные потери, но «успех» ее будет аналогичным 3-й волне, а тот факт, что вооружают свежее мясо БТР-60/70 и пулеметами 30-х годов выпуска, наглядно говорит о том, что негодный в военном отношении человеческий материал будет вооружен морально и технически устаревшим вооружением, в результате чего на смену истекающим кровью кадровым бригадам придет «украинский фольксштурм» — бессмысленный и беспощадный, на фоне которого даже карательные батальоны будут выглядеть как сверхбоеспособные части.
6. Обращает на себя внимание упорство хунты в деле разделения карателей и армейских частей. Карателям так и вовсе начали выдавать тяжелую технику, таким образом повторяя неудачный опыт нацистов с выделением из вооруженных сил отдельных эсэсовских формирований со своей иерархией, техникой и подчинением. Основная проблема таких частей, низкий уровень подготовки командиров, что и влечет за собой систематические высокие потери в людях и материальной части.
7. Таким образом хунта встречает осень в процессе перехода от наступления к обороне, при этом ресурсов для удержания всей линии даже спрямленного фронта очевидно недостаточно. При этом надо понимать, что даже если хунта сможет протянуть от Донецка до Бердянска сплошную линию фронта, то при ее прорыве, закрыть эту дыру будет тоже нечем. В целом, размер театра военных действий явно превосходит возможности сторон. Хунта столкнулась ровно с той же проблемой, с которой столкнулась армия Новороссии в июне, когда пыталась удержать значительные территории не имея для этого достаточных сил, что и приводила к разрывам на фронте. Теперь в этом же положении оказалась хунта, подчеркнув таким образом, что оперативная инициатива при недостатке сил для контроля над значительными территориями, является ключом к победе. Владеющий оперативной инициативой может выбирать направление удара, концентрировать там силы, достигать локального превосходства и конвертировать усилия в захваченные поселки и города и горящие остовы вражеской техники с обгоревшими трупами лежащими вдоль дорог.
8. Так как перехватить инициативу хунта пока не может, но сосредоточение 1-2 бригад для контрудара под Запорожьем требуется еще несколько дней, то она начала отступление, в ходе которого пытается высвободить дополнительные силы для южного фронта, переходя при этом к жесткой обороне на удерживаемых позициях. Для армии Новороссии главным является сохранение захваченной оперативной инициативы, так как она сейчас с лихвой компенсирует перевес противника в живой силе и технике. В этом плане ведя наступление на нескольких участках, главное не зарываться и не попасть под рассекающий удар механизированных сил хунты (с парированием таких ударов даже в августе у армии Новороссии было не все в порядке).
В целом, по состоянию на 3 сентября, можно уже уверенно говорить, что фашистская хунта перешла на Донбассе к стратегической обороне.