НАТО сейчас не может создать серьезную угрозу для России. Сегодня от склонных к алармизму аналитиков все чаще можно услышать прогнозы неминуемой и скорой агрессии Запада против России, порукой чему — развивающиеся трагические события на Украине, к которым Россия — в силу, прежде всего, исторических причин — не смогла остаться безучастной.
Мы попросили известного российского публициста (кстати, полковника запаса) А.П. Паршева дать свою оценку этим рассуждениям.
— Андрей Петрович, в 2002 году Вы написали книгу «Почему Америка наступает», в которой предсказали войну США против Ирака. Неужели сейчас и правда не за горами новая война, уже против России?
— Говоря о вероятности войны, всегда надо отталкиваться не только от желаний и заявлений политиков, но и от материальной стороны вопроса. Каким образом в 2002 году удалось предсказать, что война все-таки будет? Благодаря анализу материальной стороны вопроса.
Успешная война — это не только наличие вооруженных солдат
Вообще, говоря о военных кампаниях, можно заметить, что успешная война — это даже не наличие вооруженных солдат. Это разведка, связь, но самое главное — материальное обеспечение и логистика. Для войны в Ираке на территории Кувейта и других приграничных Ираку территориях американцы сконцентрировали группировку в несколько сот тысяч военнослужащих с соответствующим материальным обеспечением.
Когда процесс формирования группировки начался, стало понятно, что это не пустые угрозы: такие действия очень затратны и не могут быть обращены вспять, что и позволило оценить реальную вероятность войны. Это — то, от чего нужно отталкиваться.
Кстати сказать, и агрессия США в Афганистане, о чем сейчас немного забывают, не могла быть обеспечена только лишь действиями военно-воздушных сил и ракет США. Успех тогда был достигнут сухопутным наступлением Северного альянса, который тогда в значительной степени оснащался (хотя и не напрямую, видимо) Россией, что, конечно, нас не очень красит. Без сухопутного наступления никакого свержения тогдашнего правительства талибов не было бы.
В материальном отношении армия Украины сейчас ничего из себя не представляет
Что происходит сейчас? Серьезной военной группировки (серьезной именно в военном отношении), которая могла бы нанести поражение военным силам России, не наблюдается, просто нет. Оставим в стороне какие-то политические и моральные моменты, даже не будем смотреть на то, будет ли современная украинская армия стрелять в таких же, как они сами, русских людей.
Да, если мы посмотрим любой видеоролик, касающийся украинской армии, мы услышим, что военнослужащие говорят по-русски. Но в истории были такие случаи, когда друг против друга воевали люди, говорящие на одном языке: это войны между США и Великобританией или война Севера и Юга. Армия Украины — это контингент в 160 000 человек. В условиях военного времени ее численность может быть расширена до нескольких миллионов (ориентировочно — до пяти), но в материальном отношении она сейчас не представляет из себя ничего, что было хорошо видно по авиабазе в Бельбеке, в которой из нескольких десятков самолетов, которые числились за базой, летающими оказались единицы.
Несколько лет назад были скандалы, связанные с попытками продажи военной техники Украины, когда на старых бронетранспортерах оказалась сквозная ржавчина в броне, что нам просто трудно себе представить. При этом какие-то единицы техники могут еще функционировать, что показала война в Грузии, когда кое-какая украинская техника все же там работала. Но, во всяком случае, на эту многомиллионную армию нет даже автоматов. По некоторым известиям, где-то около 800 000 единиц стрелковой техники, но самое главное, чего нет у этой армии, кроме морального духа и нелегитимности тамошних командующих, — у них нет системы материального обеспечения. Солдат ведь надо кормить, одевать, обувать, а ничего этого современная Украина экономически предложить не может.
Военная доктрина России предусматривает возможность применения ядерного оружия
Поэтому единственная роль, которую может сыграть армия Украины, — это провокация какой-то более серьезной войны против России, которую будут вести уже другие силы. Вот это — уже более серьезный момент.
Тут-то мы и видим ту самую ситуацию, о которой говорилось. Нет группировки войск НАТО, которая могла бы создать серьезную угрозу России, и, что особенно важно, такого рода операция не может быть направлена на окончательное поражение России по одной простой причине: военная доктрина России предусматривает возможность применения ядерного оружия в ситуациях, угрожающих государственности Российской Федерации.
То есть если возникнет опасность поражения нашего государства в «конвенционной» войне, то есть от армий наших противников, вооруженных обычным оружием, мы, также не колеблясь, применим уже ядерное оружие, и, по-моему, наши партнеры это хорошо понимают. А ядерная война — это единственный вид войны, который затронет территорию США, поэтому крайне маловероятно, что американские правители пойдут на такое обострение.
Войска Польши и Румынии теоретически могли бы начать военные действия на территории Украины
Откуда может исходить для нас угроза? На самом опасном северо-западном направлении (там блок НАТО ближе всего к нашим политическим центрам) войск и баз снабжения, в общем, нет. Вероятность же того, что в течение нескольких месяцев Соединенные Штаты подтянут в Прибалтику свои силы и вооружения и мы будем за этим спокойно наблюдать, крайне маловероятна, несмотря на то, что Эстония, Латвия и Литва являются сегодня членами НАТО.
Есть западное и юго-западное традиционные направления, хорошо освоенные Карлом XII, Наполеоном и Гитлером. Там имеются войска стран — членов НАТО Польши и Румынии, которые теоретически могли бы начать военные действия на территории Украины. Кстати, украинский кризис не затрагивает этот договор и не требует автоматической реакции блока.
Армия Польши — это 120 000 человек, что по европейским меркам неплохо, но при этом не совсем понятно, что она может делать в нашем случае. В принципе, она может произвести оккупацию Западной Украины в случае определенного развития событий и на радость западным украинцам, также как и Румыния в отношении Одесской области, Приднестровья и Молдавии.
Вероятность того, что эти армии победным маршем пройдут по территории Белоруссии и Украины в направлении России, практически отсутствует. Хотя бы потому, что Белоруссия, которая пока что не участвует в событиях, имеет боеспособную армию, которая пусть и меньше польской в два раза по численности личного состава, но по своим боевым возможностям, скорее всего, не уступает польской и даже, может быть, в чем-то ее превосходит.
Заниматься только оккупацией Запада Украины — занятие проигрышное политически, а продвижение по Востоку Украины до соприкосновения с российской армией заведомо нежелательно чисто в военном отношении. И даже в случае ввода российских войск на территорию Украины вряд ли следует ждать активного противодействия на этой территории польской и румынской армий.
Запад попал в западню собственной пропаганды
Что касается возможных действий украинских войск в Крыму. Как оказалось, Запад попал в западню собственной пропаганды: долго говорили и писали о том, что российская армия «разворована Сердюковым», но вот, видимо, не вся. На последних военных учениях Россия продемонстрировала возможность быстрой переброски на большие расстояния 150 000 военных, а также большого количества техники.
И на Западе трезво оценивают ситуацию, понимая, что какое-то вторжение в Крым частей украинской армии не может увенчаться успехом, а если бы оно все же произошло, то стратегическое положение Украины, когда группировки российских войск есть и на востоке от ее границ, и на севере, — не тот случай, когда можно воевать.
К тому же в этой «как бы войне» еще не было не то что раненых или убитых, а и синяк еще никому из военных не поставили, но Украина уже лишилась значительной части своих войск. Ведь в Крыму было дислоцировано около 22 000 военнослужащих, которые служили в наиболее лучших, надежных частях украинской армии, с командирами с Запада Украины, судя по фамилиям.
Десантная операция США в стиле Крымской войны невозможна
На Украине в основном не политиками, а скорее «энтузиастами» от политики высказываются идеи, что украинским войскам окажут поддержку американский флот и военно-воздушные силы с территории Польши и Румынии. Что касается флота, то проблема для американцев и правительства в Киеве состоит в том, что допуск иностранных военных кораблей в Черное море и временное (21 день) пребывание там осуществляются на основе «конвенции Монтре», гарантом которой является Турция. И все, на что может рассчитывать США сейчас, — это пара эсминцев типа прибывшего туда недавно «Тракстона», (USS Truxtun), задачи которого — скорее разведывательные.
Для того, чтобы туда вошла крупная группировка сил США, нужно, чтобы Турция вступила в войну, что маловероятно, да и прикрытие ее воздушным колпаком будет представлять для американцев очень непростую задачу. Поэтому десантная операция США в стиле Крымской войны невозможна.
Так что максимум в военном отношении, который достижим для Запада, — это какая-то военная провокация для создания обстановки холодной войны, накачки армии Украины с последующим переходом в «горячую фазу», — но это уже программа нескольких лет. Но опыт прошлого говорит, что провокации типа Тонкинского инцидента или взрыва американского броненосца в кубинском порту случались, когда американские вооруженные силы уже были готовы к операциям, а этого сейчас не наблюдается.