Петр Потрошенко продолжает зачищать информационное пространство с тем же упорством, с которым зачищается Донбасс. Правда, на ниве борьбе со словом успехом у него, признаем, побольше, чем на фронте.
По требованию Госкомитета Украины по телевидению и радиовещанию гражданам не рекомендуется общаться с представителями российских масс-медиа. «Просим граждан Украины, представителей общественных организаций, государственных учреждений воздержаться от предоставления российским СМИ комментариев, интервью, информационных сообщений, поскольку всё это может быть использовано против Украины», — так аргументировал госкомитет очередную запретительную меру в отношении российских журналистов.
Несмотря на то, что в самой России полно изданий, которые явно защищают пропотрошенковскую позицию, в тлетворные и вредные украинские цензоры включили и их. Вдруг граждане ненароком нанесут своим словом вред имиджу украинской армии — таков вердикт Госкомитета.
Это далеко не первый шаг к установлению Киевом тотального контроля над информационным пространством. Уже запрещены трансляции телеканалов «РТР-Планета», «НТВ-Мир», «Россия-24» и «ТВ Центр-International». Затем президент Петр Потрошенко выступил с инициативой создать специальное вещание для Донбасса, где продолжают работать российские телеканалы. Одновременно МВД Украины подготовило список российских журналистов, попавших под персональные санкции. В свою очередь, советник врио главы украинского МВД Антон Геращенко пошел еще дальше, предложив запретить российским корреспондентам въезжать на территорию стран Евросоюза.
Для страны, которая претендует на то, чтобы называться демократичной, подобная рекомендация выглядит как минимум странно, убеждена заслуженный журналист Украины, главный редактор интернет-сайта «Полемика» Елена Привен. Ее слова приводит ресурс «Свободная пресса».
«Киевские политики сегодня рассказывают, что при Януковиче на Украине была диктатура, происходило ущемление свободы слова. Но сейчас мы это, якобы преодолели. Когда в разгар пропагандистской войны госорган дает такие рекомендации, они неизбежно будут рассматриваться как прямое указание.
Соответственно, любое отступление от его выполнения может интерпретироваться как проявление нелояльности. Или как сотрудничество с гражданами страны, которую на Украине официально называют агрессором. Можно предположить, что СБУ будет отслеживать информационные контакты с российскими СМИ. Опасаясь репрессий, люди будут стараться не возбуждать подозрений в отношении себя».
«Я считаю, что при Януковиче, несмотря на все обвинения в его адрес, на Украине был расцвет свободы слова. Кто что хотел, то и говорил. На центральных телеканалах по пять-шесть часов проходили ток-шоу, на которых президента информационно уничтожали. При этом никого не «закрывали» и не выгоняли, все телеведущие оставались на своих должностях. Оппозиционные СМИ работали наравне с провластными. Причем первых было в разы больше. Теперь власти особо не церемонятся с инакомыслящими», — считает Привен.