И действительно я заметил, что прожив во Львове почти пол года я стал относится к местному населению намного хуже. Во первых — в языковом вопросе галичане 100% за украинский язык, но сами говорят на своём диалекте, в нем очень много заимствований из польского, да и украинские слова коверкают так, что режет слух.
Я как то попросил жену составить небольшой образец «галицької говірки», такой, чтобы им можно было ответить на вопрос … — «как дела?» Решил попугать знакомых из Харькова.
Получилось вот что: «Все чотко, кобету маю сі моцну, ходили сі на ґандель купили файні мешти на обцасах, потім ходили то з вуйком сі бавити нажерли масних пампухів, що вантух ся спух і мали потосі цьомакати гару. До хати прибаламкався в сподніх реформах. А на ранок каліпітра так тріскала ,а мою гадру сі по васерицю не допросесі». В чистом виде такое сей час врядли услышишь, но вот частичные вкрапления в украинский язык, довольно часто.
Во вторых — характерная черта галичан это показушная набожность. По воскресеньям церкви забиты прихожанами, туда ходят семьями, в вышиванках, на показ, чтобы все видели. Вроде бы хорошо, но сказать, что люди становятся добрее, я не замечал. Когда маршрутка проезжает мимо церкви 70% пассажиров перекрестятся, мужчины снимают кепки и кланяются. Крестятся все независимо от пола и возраста, но при этом если будет рядом стоять бабушка или старичок, сидящая молодёжь перекрестится перекрестится, но место не уступит. Такие события как, венчание, причастие, крещение и т.д. отмечают в масштабах свадьбы. Заказывают рестораны, приглашают всех родственников, все это обязательно фотографируется, иначе же смысла нет, не чем потом хвастаться будет.
Отдельно нужно остановиться, на теме вышиванки. К ней здесь очень трепетно относятся. После того, как наступает весна, и тёплые вещи прячутся на антресоли, город захватывают вышиванки. Их носят от мала до велика, женщины и мужчины, разные по цвету и типу вышивки. Казалось бы, а что в этом плохого, но…
Во первых — очень часто вышиванку носят в странном сочетании, например со спортивными штанами, с шортами, мини-юбками и т.д.
Во вторых — вышиванку крепко накрепко привязали к украинскому патриотизму, если ты патриот, то обязательно должен иметь вышиванку- это как фетиш, как составляющая государственности. Причем одеть на кота или собаку мини-вышиванку — это тоже патриотизм и никак не рассматривается как глумление над национальным символом.
Иногда доходит до откровенного маразма, ко дню независимости в вышиванки одевают даже памятники. Например, на площади Рынок можно лицезреть Нептуна, Дииану, Амфитриту и Адониса в вышиванках. Чем заслужили римские боги такую честь — не знаю, но однажды львовские патриоты, одевая Нептуна, переусердствовали и в порыве патриотизма сломали ему руку (скульптура фонтана, если что, создана в 1793 году). Потом городские власти долго не могли найти, кому этот памятник принадлежит и кто отвечает за его ремонт, но это уже другая история….
В третьих — одевают её по поводу и без повода, в будние дни, в быту, на работу или школу.
А ведь если разобраться, что на самом деле означала вышиванка для наших предков. Это элемент сельской одежды, присущий для деревень и сёл. И поэтому человек, который идет на работу в костюме и повязывает на вышиванку галстук, выглядит по меньшей мере глупо. Здесь нужно определится, вы кто? Потомки тех самых самых рагулей, которые переехали в город, но оставили село в голове и тогда вышиванка самое то или современные горожане, которые почти европа..
Вот и получается, что мы сейчас, превратив вышиванку в знамя, полностью утратили её исторический смысл.
Львов город с населением около 700 тысяч человек, но оказалось не такой уж он и большой. Рядом с домом моей тещи жил Олег Тягнибок, тетя моёй жены знакома с его матерью и бабушкой. По рассказам у Олежки вся семья пыльным мешком из-за угла прибита. Мальчик сначала успешно шел по комсомольской линии, но потом успешно перекрасился, национализировался и заклеймил своё прошлое…
Ирина Фарион вела у моей жены «Дiлову українську мову», она не гнушалась носить мини-юбки, что под её кривые ноги выглядело комично.
-Каждая пара начиналась с фразы «Добрий день, любi друзi хробачки», а потом студентов учили не предмету, а выдрачивали странным способом, тетрадь делилась на две половинки и в одной колонке писали «ПРАВИЛЬНО» в другой «НЕПРАВИЛЬНО» и так целый год. Сейчас это «ПРАВИЛЬНО-НЕПРАВИЛЬНО» висит в львовских маршрутках под редакцией партии «СВОБОДА», там в той же манере учат, как нужно общаться в общественном транспорте. Фарион студентов даже ругаться учила не «поганими москальськими матюками», а на «соловiнiй мовi». Причем если вдруг тебя заподозрили с том, что ты «москаль», по фамилии или акценту, то сдать зачет было проблематично. При этом «свiдомий патриот» абсолютно не гнушалась брать взятки. Фарион в молодости тоже шла по комсомольской линии и даже вступила в партию, тем более вступила в партию тогда, когда можно было этого не делать, тогда уже поднимало голову национальное сознание. Сделав неправильный выбор, она сориентировалась и перекрасилась в желто синие тона, при этом из КПСС так и не вышла.
Старшая сестра моей жены общалась с Вакарчуком, в молодости это был невзрачный, закомплексованный гном, с которым не хотели танцевать девчонки. Он уже тогда пытался музицировать и главным его хитом, была песня… «Я Миккимаус»…
ПЫСЫ Как? Как мы допустили что эти ушлепки заразили своим жовто-блакытным триппером всю страну?